Американцы всерьез собрались на Марс. Даже новый скафандр разрабатывают – Z-1. Смотрится он по-настоящему стильно, но насколько превосходит предыдущие модели – пока неясно. Например, техническое решение под условным названием, извините, «задний вход» (это когда человек не надевает скафандр, а влезает в него через дверцу, расположенную на спине), – это и в самом деле инновация для американских моделей. Но в отечественных она используется уже на протяжении 40 лет!
Новый американский скафандр Z-1:
Вообще же современные американские скафандры – это прямое развитие именно советской схемы полужесткого скафандра.
Американский скафандр EMU:
Этот «предмет гардероба» стал символом внеземных путешествий. Его история началась раньше, чем люди стали летать в космос.
Первым прообразом скафандра стал костюм глубоководного ныряльщика, появившийся в середине XIX века:
В 30-х годах ХХ века на основе водолазного костюма были созданы первые высотные скафандры для полетов в стратосфере. Они уже стали прямыми предшественниками скафандров космических.
Первые высотные скафандры:
Сегодня скафандр позволяет человеку не просто покидать пределы Земли, но и проводить многочасовые работы в открытом космосе. Советский «прадедушка» СК-1 не мог похвастаться такими возможностями, но именно он вошел в историю как первый скафандр, в котором человек полетел в космос.
Гагарин в скафандре СК-1:
СК-1 принадлежит к типу мягких скафандров и состоит из двух оболочек: внешняя, силовая, сделана из ткани, внутренняя – из резины (в современных скафандрах используется капрон или нейлон). СК-1 создавал условия для нормального пребывания космонавта в загерметизированной кабине в течение 12 суток.
Даже в случае разгерметизации скафандр позволял 5 часов работать автономно.
Первые космические скафандры: «Сокол-1», «Беркут», «Ястреб», американский скафандр, применявшийся для выхода на поверхность Луны:
Интересно, что все наши скафандры носят птичьи названия. СК-1 – это не «Скафандр-1», как можно было бы подумать, а «Сокол-1». Кроме него у нас имеются «Ястребы», «Беркуты», «Орланы» и даже «Кречеты».
«Беркут» в Мемориальном музее космонавтики:
«Кречет» разрабатывался специально для лунной программы СССР. Он относится к скафандрам полужесткого типа. Его корпус – кираса – состоит из элементов алюминиевого сплава, а руки и ноги остаются «мягкими». «Кречет» был рассчитан на рекордное 10-часовое пребывание человека на Луне. Так как советская лунная программа была свернута, скафандр, увы, не нашел применения.
Развитие полужестких скафандров в СССР продолжилось «Орланом». Впервые его применили в 1977 году на орбитальной станции «Салют-6». С тех пор именно «Орланы» – основные скафандры для работы на орбитальных станциях.
Последняя модель – «Орлан-МК»:
Но уже сейчас проходит испытания новейшая модификация – «Орлан-МКС». России удалось не только сохранить, но и приумножить советские достижения в космонавтике. И в конструировании скафандров мы до сих пор лидеры. Вот только развал некогда единой страны все-таки доставляет досадные неудобства. Например, весь прошлый год Казахстан делал странные заявления и грозился чуть ли не выгнать Россию с Байконура – основной площадки для наших космических запусков. Разрешить спорные вопросы удалось только в конце марта 2013 года, когда собралась межправительственная комиссия. С нашей стороны за переговоры отвечал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а казахскую сторону представлял премьер-министр Кайрат Келимбетов. В ходе встречи все недоразумения вроде бы разъяснились: Казахстан обещал не нарушать договор аренды, заключенный до 2050 года, а Россия заявила о готовности к принятию нового документа, который упростит совместное использование космодрома. Шувалов обещал, что уже к концу года все проблемы будут решены.
Стало быть, новейшие модели «Орланов» разрабатывают не зря, и мы еще посмотрим, кто законодатель космической моды!