30 лет автомобилю ВАЗ-2108

30 лет назад Волжский автомобильный завод начал выпуск своей первой переднеприводной модели – ВАЗ 2108, поэтому этот пост мы решили посвятить юбиляру.

alt

Прототипы «восьмёрки» испытывались по самой строгой программе. Специальные полигоны, дороги общего пользования от крайнего Севера до пустынь Средней Азии стали настоящим — всё это помогало испытателям выявить слабые места конструкции.

alt

Автомобиль стал настоящим хитом продаж начиная с 1985 года, когда первые экземпляры попали в магазины по цене 8346 рублей. Отметим, что на «чёрном рынке» за этот автомобиль просили две цены. Машина считалась престижной и модной, особенно на фоне начавшихся «перестройки» и рыночных отношений. Однако, уже с конца 80-х такая слава трёхдверной «Самары» и её модификаций начала меркнуть — они превратились в достаточно доступные транспортные средства, часто ругаемые, но всё-равно любимые автомобилистами до сих пор. Модернизированные «Самары» продержались на конвейере до декабря 2013 года.

alt


alt

alt

ВАЗ-2108 из первых серийных партий. Обратите внимание на “клюв” решётки радиатора и короткое переднее “крыло”. Это отличительные черты ранних авто.


alt


alt

Осенью 1984 года на ВДНХ СССР в Москве открылась грандиозная экспозиция “60 лет Советскому автопрому”. Впервые советские граждане увидели “технику XII пятилетки” — ВАЗ-2108.

alt

Уже в январе 1985-го ВАЗ-2108 поступили в продажу по цене 8346 рублей.


alt

Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР, озабоченное снижением интереса к советским “ладам” за рубежом, тогда предпринимало шаги для повышения конкурентоспособности одного из главных секторов нашего машиностроительного экспорта. Министром тогда был Виктор Николаевич Поляков — человек жесткий и требовательный. Стоявший у истоков Волжского автозавода, он не раз заворачивал предложение главного конструктора о переходе на переднеприводную модель. Добро было получено лишь тогда, когда появилась полная уверенность, что завод справится. И все же оснащения конструкторского отдела ВАЗа недоставало для разработки автомобиля европейского уровня.
Дизайн ВАЗ-2108 разрабатывал довольно известный сейчас Porsche. Выбор этой компании продиктован снижением спроса на советский автопром и необходимости его модернизации.

Чертежи от Porsche.

alt

Вот итоговый результат, после обработки «бумажного» концепта ВАЗ-2108 от фирмы Porsche.

alt


alt

В то же время в информационных материалах о ВАЗ-2108 “Самара” пусть скромно, но все же упоминалось о сотрудничестве с немцами. “В разработке некоторых агрегатов, испытаниях и оценке машины в целом (двигатель 1,3 л) участвовала фирма “Порше”, — сообщала брошюра “Автоэкспорта” 1987 года. Примерно в то же время на европейский рынок вышла аналогичная “Самаре” модель Skoda Favorit.

alt

Выбор партнером Porsche был продиктован пониманием, что завод не может замыкаться на одном “Фиате”. Помимо доводочных испытаний, в инжиниринговом центре Porsche в Вайсзахе предстояли работы по двигателю и подвеске — партнер даже предлагал разместить на клапанной крышке мотора надпись “Designed by Porsche”. Многие мировые автопроизводители почли бы такое за честь, но у советских — собственная гордость, и от предложения, которое способствовало бы лучшим продажам машины в Европе, наши чиновники отказались.

alt


alt

alt

alt

После перестройки в Германии и Бельгии рождались многочисленные совместные с “Автоэкспортом” предприятия, которые создавали разнообразные модификации “Самары”, даже кабриолеты. Из Тольятти в Германию начал регулярно курсировать “Икарус”, в задней части которого были устроены спальные места. Сотрудники “АвтоВАЗа” с пластиковыми пакетами из С&А важно расхаживали по немецким городам. Уровень нашей дремучести уже ни для кого не являлся секретом: достаточно сказать, что на первых скетчах ВАЗ-2110 дизайнеры писали Lada Marafon — именно так, а не через th. При таком уровне знаний опять нельзя было обойтись без помощи инжиниринговых фирм.

alt

Одна из самых красивых легенд — о том, как компания Porsche участвовала в создании семейств ВАЗ-2108/09/10. Мол, дверные ручки “восьмеры” — точь-в-точь как у Porsche 924! Их-де подарил советской машине бывший белоэмигрант, работавший на Porsche главным дизайнером.

Дверная ручка ВАЗ-2108 такая же как и у Роrsche 924. При разработке модели, в зале висела боковая часть автомобиля, но на дверях небыло ручки. Один из сотрудников приделал к дверям ручку от вышеупомянутой модели, так и оставили.

alt


alt

Успеху в немалой степени способствовало то, что компания Skoda широко оглашала факт участия в создании новинки итальянского дизайн-ателье Bertone. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка “зубила” позволила компании наконец построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры.

alt

Вазовские испытатели тщательно камуфлировали прототипы. По легенде, некоторые водители, увидев неведомые авто на дороге, вылетали в кювет.

alt

Всего было произведено около 900 000 “восьмерок” разных модификаций. Этот эпохальный автомобиль стал родоначальником не только всего семейства “Самара”, но и всех последующих автомобилей ВАЗ с приводом на передние колёса (“десятка”, “Калина”, “Приора” и даже “Гранта”, а также Datsun On-Do). Интересная деталь: клапанная крышка ранней “восьмерки” визуально ничем не отличается от аналогичной детали новейшего автомобиля марки Datsun!

alt

Версия с коротким крылом была снята с производства в 1994 г., но двигатель 1300 выпускался до 1996 года.

alt


alt

Ранний прототип “Самары”.

alt

“Короткокрылую” можно встретить до сих пор на улицах…

alt

ВАЗ-21083-20 (с длинным крылом, высокой панелью и двигателем 2111 объемом 1,5 л) выпускался до конца сентября 2003 г.

alt

Производства “Спутника” (внутрисоветское название) стало крупным событием в масштабах СССР.

alt

На базе “восьмёрки” строились самые разные модификации. От легкомысленных кабриолетов…

alt

…до брутальных внедорожников

alt

Трудно сейчас поверить, но продукция из Тольятти когда-то неплохо продавалась за границей. Экспортная версия Lada Samara GLS, предлагаемая на рынке Франции компанией-импортёром Lada-Poch.

alt

По количеству технических новинок будущая «восьмёрка» была настоящим прорывом отечественного производства. Так, внедрены в производство передние дисковые тормоза, пятиступенчатая коробка передач, новый карбюратор и многое другое.

alt

Интерьер авто был новаторским по-отечественным меркам. Кофейный салон и оригинальная приборная панель – перед нами ранний салон. Качество сборки пластмассовых деталей было невысоким. Автомобилисты прозвали салон ВАЗ-2108 “погремушкой”.

alt

“Рестайлинговая” версия ВАЗ-2113 продержалась на конвейере десять лет — до 2013 года.

alt


alt

Снято много фильмов где мелькала эта машина:

Бедная Саша
alt
Бой с тенью
alt
Бумер фильм второй
alt
Викинг
alt
Ворошиловский стрелок
alt
Гений
alt
Жмурки
alt
Красная ртуть
alt
Время сыновей
alt
Красный змей
alt
Ярик
alt
Этот негодяй Сидоров
alt
Хочу в Америку
alt
Метро
alt
Фанат
alt
Убегающий август
alt
Стритрейсеры
alt
Старые клячи
alt
Сёстры
alt
Риск без контракта
alt
Путь
alt
Превосходство Борна
alt
Побег
alt
Не послать ли нам гонца
alt
Палач
alt
Курьер из рая
alt

30 лет автомобилю ВАЗ-2108: 0 комментариев

  1. 8bit

    Все что советское – ништяк, машины и штаны,
    Пусть дорого все стоит, но все наше пацаны declare

  2. NIGER

    когда уже перестанут производить это рукожопие… dash

  3. Human

    Производства "Спутника" (внутрисоветское название)

    "зубило" – вот ее внутрисоветское название

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *