Прототипы «восьмёрки» испытывались по самой строгой программе. Специальные полигоны, дороги общего пользования от крайнего Севера до пустынь Средней Азии стали настоящим — всё это помогало испытателям выявить слабые места конструкции.
Автомобиль стал настоящим хитом продаж начиная с 1985 года, когда первые экземпляры попали в магазины по цене 8346 рублей. Отметим, что на «чёрном рынке» за этот автомобиль просили две цены. Машина считалась престижной и модной, особенно на фоне начавшихся «перестройки» и рыночных отношений. Однако, уже с конца 80-х такая слава трёхдверной «Самары» и её модификаций начала меркнуть — они превратились в достаточно доступные транспортные средства, часто ругаемые, но всё-равно любимые автомобилистами до сих пор. Модернизированные «Самары» продержались на конвейере до декабря 2013 года.
ВАЗ-2108 из первых серийных партий. Обратите внимание на «клюв» решётки радиатора и короткое переднее «крыло». Это отличительные черты ранних авто.
Осенью 1984 года на ВДНХ СССР в Москве открылась грандиозная экспозиция «60 лет Советскому автопрому». Впервые советские граждане увидели «технику XII пятилетки» — ВАЗ-2108.
Уже в январе 1985-го ВАЗ-2108 поступили в продажу по цене 8346 рублей.
Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР, озабоченное снижением интереса к советским «ладам» за рубежом, тогда предпринимало шаги для повышения конкурентоспособности одного из главных секторов нашего машиностроительного экспорта. Министром тогда был Виктор Николаевич Поляков — человек жесткий и требовательный. Стоявший у истоков Волжского автозавода, он не раз заворачивал предложение главного конструктора о переходе на переднеприводную модель. Добро было получено лишь тогда, когда появилась полная уверенность, что завод справится. И все же оснащения конструкторского отдела ВАЗа недоставало для разработки автомобиля европейского уровня.
Дизайн ВАЗ-2108 разрабатывал довольно известный сейчас Porsche. Выбор этой компании продиктован снижением спроса на советский автопром и необходимости его модернизации.
Чертежи от Porsche.
Вот итоговый результат, после обработки «бумажного» концепта ВАЗ-2108 от фирмы Porsche.
В то же время в информационных материалах о ВАЗ-2108 «Самара» пусть скромно, но все же упоминалось о сотрудничестве с немцами. «В разработке некоторых агрегатов, испытаниях и оценке машины в целом (двигатель 1,3 л) участвовала фирма «Порше», — сообщала брошюра «Автоэкспорта» 1987 года. Примерно в то же время на европейский рынок вышла аналогичная «Самаре» модель Skoda Favorit.
Выбор партнером Porsche был продиктован пониманием, что завод не может замыкаться на одном «Фиате». Помимо доводочных испытаний, в инжиниринговом центре Porsche в Вайсзахе предстояли работы по двигателю и подвеске — партнер даже предлагал разместить на клапанной крышке мотора надпись «Designed by Porsche». Многие мировые автопроизводители почли бы такое за честь, но у советских — собственная гордость, и от предложения, которое способствовало бы лучшим продажам машины в Европе, наши чиновники отказались.
После перестройки в Германии и Бельгии рождались многочисленные совместные с «Автоэкспортом» предприятия, которые создавали разнообразные модификации «Самары», даже кабриолеты. Из Тольятти в Германию начал регулярно курсировать «Икарус», в задней части которого были устроены спальные места. Сотрудники «АвтоВАЗа» с пластиковыми пакетами из С&А важно расхаживали по немецким городам. Уровень нашей дремучести уже ни для кого не являлся секретом: достаточно сказать, что на первых скетчах ВАЗ-2110 дизайнеры писали Lada Marafon — именно так, а не через th. При таком уровне знаний опять нельзя было обойтись без помощи инжиниринговых фирм.
Одна из самых красивых легенд — о том, как компания Porsche участвовала в создании семейств ВАЗ-2108/09/10. Мол, дверные ручки «восьмеры» — точь-в-точь как у Porsche 924! Их-де подарил советской машине бывший белоэмигрант, работавший на Porsche главным дизайнером.
Дверная ручка ВАЗ-2108 такая же как и у Роrsche 924. При разработке модели, в зале висела боковая часть автомобиля, но на дверях небыло ручки. Один из сотрудников приделал к дверям ручку от вышеупомянутой модели, так и оставили.
Успеху в немалой степени способствовало то, что компания Skoda широко оглашала факт участия в создании новинки итальянского дизайн-ателье Bertone. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка «зубила» позволила компании наконец построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры.
Вазовские испытатели тщательно камуфлировали прототипы. По легенде, некоторые водители, увидев неведомые авто на дороге, вылетали в кювет.
Всего было произведено около 900 000 «восьмерок» разных модификаций. Этот эпохальный автомобиль стал родоначальником не только всего семейства «Самара», но и всех последующих автомобилей ВАЗ с приводом на передние колёса («десятка», «Калина», «Приора» и даже «Гранта», а также Datsun On-Do). Интересная деталь: клапанная крышка ранней «восьмерки» визуально ничем не отличается от аналогичной детали новейшего автомобиля марки Datsun!
Версия с коротким крылом была снята с производства в 1994 г., но двигатель 1300 выпускался до 1996 года.
Ранний прототип «Самары».
«Короткокрылую» можно встретить до сих пор на улицах…
ВАЗ-21083-20 (с длинным крылом, высокой панелью и двигателем 2111 объемом 1,5 л) выпускался до конца сентября 2003 г.
Производства «Спутника» (внутрисоветское название) стало крупным событием в масштабах СССР.
На базе «восьмёрки» строились самые разные модификации. От легкомысленных кабриолетов…
…до брутальных внедорожников
Трудно сейчас поверить, но продукция из Тольятти когда-то неплохо продавалась за границей. Экспортная версия Lada Samara GLS, предлагаемая на рынке Франции компанией-импортёром Lada-Poch.
По количеству технических новинок будущая «восьмёрка» была настоящим прорывом отечественного производства. Так, внедрены в производство передние дисковые тормоза, пятиступенчатая коробка передач, новый карбюратор и многое другое.
Интерьер авто был новаторским по-отечественным меркам. Кофейный салон и оригинальная приборная панель — перед нами ранний салон. Качество сборки пластмассовых деталей было невысоким. Автомобилисты прозвали салон ВАЗ-2108 «погремушкой».
«Рестайлинговая» версия ВАЗ-2113 продержалась на конвейере десять лет — до 2013 года.
Все что советское — ништяк, машины и штаны,
Пусть дорого все стоит, но все наше пацаны
когда уже перестанут производить это рукожопие…
"зубило" — вот ее внутрисоветское название