Эдвард Сноуден — человек, раскрывший миру «грязные» секреты американских спецслужб — вот уже больше года живет в России. Где именно, чем занимается — об этом знают только он сам и его доверенные лица. Интервью он дает только в условиях конспирации: изменение места в последнюю минуту, проверка, нет ли «хвоста», условные знаки, зашифрованный MacBook… Во всяком случае, именно так были организованы его встречи в московских отелях с журналистом Wired. Что это значит — жить, как в захватывающем шпионском триллере? Вот некоторые признания самого разыскиваемого Америкой беглеца.
«Шш!»
1. Сноуден научился скромно жить в дорогом российском городе, сам покупает продукты в магазине, где его никто не узнает, и немного говорит по-русски.
2. Он «физически» отрезан от родного западного мира: избегает мест, посещаемых американцами и прочими западными гражданами. А что касается россиян, то бывают случаи, когда они узнают Сноудена. В ответ он улыбается и заговорщически призывает их к молчанию, прикладывая палец к губам.
3. Однако «духовно» он по-прежнему на связи с родиной. Продолжает жить по нью-йоркскому времени, чтобы оставаться в курсе американских новостей и общаться со своими близкими и сторонниками.
«Грязный шпионаж»
4. Сноуден, как и все американцы, был глубоко потрясен терактами 11 сентября 2001 года. Тогда он еще доверял правительству и даже записался добровольцем в спецназ с намерением поехать воевать в Ирак. Но не сложилось: он успешно прошел проверку способностей, но оказался не готов физически — сломал обе ноги во время неудачной тренировки и был отстранен.
5. В дальнейшем, уже в структурах спецслужб, ему приходилось работать в различных странах, и сначала это было очень интересно. Но довольно быстро пришло разочарование.
Сначала в Швейцарии: агентов повышали в зависимости от числа завербованных ими лиц, так что в погоне за количеством они не только «гребли» кого ни попадя, но и применяли классические грязные шпионские методы — опаивали своих «жертв», так что те попадали в тюрьму, а потом вносили за них залог, вгоняя в долг и заставляя плясать под свою дудку.
Потом в Японии: Сноуден узнал про «точечные» убийства подозреваемых ударами с беспилотников и массовую слежку за гражданами.
Наконец, на Гавайях, работая в секретном «колодце», где раньше был бункер для торпед, Сноуден, благодаря своему уровню доступа, стал практически каждый день узнавать малоприятные вещи. Например, его возмутила передача секретных личных данных граждан разведке Израиля. Или незаконный сбор компромата на политиков, имеющих неосторожность заходить на порносайты.
«Чудовищный разум»
6. Сноуден с большой опаской пользуется мобильным телефоном. Во время интервью отсоединил аккумулятор, а журналиста и вовсе убедил не брать на встречу iPhone. Даже если смартфон выключен, он может легко превратиться в микрофон Агентства нацбезопасности (АНБ), предупредил он.
7. В США разрабатывается система MonsterMind (можно перевести как «Чудовищный разум»). Она способна не только отразить кибератаки из-за рубежа, но и самостоятельно, без участия человека, нанести ответный удар. Как догадывается Сноуден, это происходит примерно так: крупные хранилища метаданных «обыскивают» при помощи специальных алгоритмов и анализируют потоки трафика в сетях. Если будут выявлены аномально объемные потоки, то против них сразу же примут контрмеры.
8. По словам Сноудена, своих бывших работодателей — ЦРУ и АНБ — он боится больше всего. «Если кто-то реально следит за мной, то у них должна быть команда людей, чья задача — пробить мою защиту. Не думаю, что им известно мое точное местонахождение, но они почти наверняка отслеживают, с кем я общаюсь онлайн. Разговоры зашифрованы, но многое можно понять из того, с кем и когда вы говорите».
«След из хлебных крошек»
9. Вообще-то Сноуден хотел, чтобы власти США хорошо знали, что конкретно он украл. Прежде чем сбежать с документами, он оставил след из «цифровых хлебных крошек», чтобы можно было определить, какие файлы он скопировал и забрал, а к каким только «прикоснулся». Так он надеялся отчасти оправдаться: в АНБ должны были увидеть, что его единственная цель — предупредить общественность, а не шпионить в пользу другого государства. Но специалисты агентства упустили все эти намеки и просто отчитались об общем количестве затронутых документов — 1,7 миллиона (сам Сноуден утверждает, что взял намного меньше).
«Я представлял, что им придется тяжело, но не подозревал, что они окажутся совершенно некомпетентными», — удивляется он.
10. Судя по тому, что расследование утечек провалилось (точный объем украденного не установлен до сих пор), можно сделать вывод, что есть еще что-то, возможно, более серьезное, чем уже рассекреченные сведения. То, что спецслужбы очень не хотели бы предавать огласке, полагает Сноуден. И они боятся, что это «что-то» еще всплывет.
И в тему — интересная ремарка от самого журналиста Wired. Некоторые утечки, которые приписывают Сноудену, могут исходить вовсе не от него, а от другого таинственного источника, который, возможно, пользуется его именем. Сам Сноуден категорически отказывается обсуждать эту возможность. Но другие репортеры, которым беглец передал все свои файлы, тоже подозревают, что есть кто-то еще.