Нет — во всем виноват старые фотоаппараты.
Истинного виновника того, что колеса старинных машин превращаются в овальные, зовут «временной параллакс». Что это за зверь — АвтоВестям объяснил коллекционер раритетной фототехники Антон Вешников: «Раньше в фотоаппаратах использовались затворы со шторками, скорость движения которых была весьма низкой. Экспозиция распространяется по площади светочувствительного элемента как раз по мере раскрытия шторок затвора — это приводит к искажению изображения».
Разумеется, искажалась форма не только колес, но и всего кузова. И без того угрожающий облик болидов того времени становился еще более внушительным.
Попробуем перевести эту заумь на человеческий язык. Если снять с современного зеркального фотоаппарата объектив, заглянуть в его «жерло» и нажать на кнопку спуска затвора — можно увидеть, что зеркало поднимается вверх, открывая дорогу лучам света к тому самому светочувствительному элементу (сейчас это матрица, а раньше — пленка или фотопластина). Но камеры начала двадцатого века были устроены по-другому: вместо одного зеркала использовались две шторки.
«До того, как фотограф нажимает на кнопку, верхняя шторка опущена, — разъясняет Антон. — В момент нажатия верхняя шторка поднимается, и нижняя поднимается следом за ней, при этом слегка отставая. Через щель между двумя шторками лучи света и попадали на пластинку». Получалось, что изображение формировалось на пластине как бы горизонтальными слоями. Пока медленно движущиеся шторки преодолевали путь от одной «мертвой точки» до другой, автомобиль в кадре успевал проехать внутри кадра какое-то небольшое расстояние. Таким образом, разные части одной фотографии по сути были из разных времен: к примеру, изображение нижней точка решетки радиатора «датировалось» моментом, когда автомобиль подъехал к краю лужи, а изображение верхней точки — отстоящим на доли секунды моментом, когда автомобиль уже въехал в эту лужу. И строго вертикальная решетка радиатора за счет этого «наклонялась» вперед.
Недостатком такой эффект не считали – наоборот, он придавал снимку динамику, показывал, насколько стремительно движется автомобиль. «Кстати, забавных эффектов можно было добиться, положив камеру на бок, — добавляет наш эксперт. — Если сделать так, чтобы направление движения совпадало с направлением движения автомобиля — автомобиль на снимке растянется как такса. Если же шторки будут двигаться навстречу машине — машина, наоборот, сожмется. Но такие фокусы особой популярностью не пользовались…»
На современных фотоаппаратах зеркало буквально подпрыгивает вверх — весь процесс занимает микроскопические доли секунды. Поэтому никакие искажения при съемке быстрых машин ни страшны ни профессиональным фотографам, ни любителям.