Парикмахер, работающий в одном из московских салонов, анонимно рассказал о непривередливых мужчинах, лучших салонах, самых модных причёсках и творческом беспорядке на голове.
О работе
Я работаю в довольно дорогом салоне и опыта работы в обычной подвальной парикмахерской у меня почти нет. Лет пять назад несколько месяцев работал у армян возле метро «Водный стадион», пока ещё ничего не умел. Теперь в центре, стригу богатых бездельников и бизнесменов. Конечно, у меня остались старые клиенты, которых я по дружбе могу подстричь у себя дома. Они часто дают телефон своим знакомым, иногда даже приходится отказывать: не круглые же сутки мне возиться с ножницами.
Стрижка дома у знакомого мастера — вообще идеальный вариант. Это гораздо дешевле, можно поболтать и показать в интернете фотографию того, на кого вы хотите быть похожим. Так что мой совет: поспрашивайте знакомых, найдите хорошего мастера, подружитесь с ним и никуда не отпускайте. Сэкономите кучу сил, нервов и денег.
Друзей и красивых девушек я стригу бесплатно, хотя вообще-то я мужской мастер, из женских причёсок могу делать только самые простые. Иногда предлагаю девушкам сделать какой-то мужской вариант — получается интересно. Я бы, конечно, с удовольствием работал в настоящем барбершопе, как в фильме «Человек, который знал всё». Чтобы там можно было курить, обсуждать политику и пить кофе и чтобы мальчишки приходили бриться под машинку с мамашами. И чтобы не было сисястой девушки со стервозными глазами на ресепшене. Когда я путешествовал по Америке, насмотрелся таких мест. У нас такого нет и в ближайшее время не будет: есть попытки что-то подобное сделать, но получается как-то вычурно и искусственно.
О клиентах
Я, слава богу, стригу мужчин. Никакого сексизма, но с ними проще: если человек
недоволен, он объясняет, чем именно, и просит исправить, а не устраивает истерику с угрозами подать в суд, как некоторые дамы. С другой стороны, мужчины не так ценят работу парикмахера: было бы на голове аккуратно, а стрижёте вы горячими ножницами или холодными, им обычно всё равно.
Женщины, наоборот, привыкают к парикмахеру, иногда доходит до смешного: я знаю одну тётку, которая заставила мужа переехать из Москвы в Нижний Новгород, потому что туда уехал её любимый парикмахер. Зато и платить за причёску женщины готовы совершенно бешеные деньги. Мужчина, как бы богат он ни был, не станет платить парикмахеру тысячу долларов за полчаса работы — совершенно реальная история, одному моему приятелю столько платит какая-то олигархическая тётка за то, что он ей поправляет чёлку раз в месяц.
О моде
В последние годы люди начинают понимать, что внешний вид зависит не только от цены галстука. Слава богу, уходит в прошлое — во всяком случае в Москве — причёска а-ля Чичваркин. С одной стороны, я рад этому как профессионал, с другой — выше требования к парикмахеру. Раньше можно было сделать сложное лицо и сказать что-нибудь про общеевропейские тенденции, и клиент считал тебя крутым стилистом. Теперь, чтобы найти хорошую работу и, главное, хорошую клиентскую базу, надо много работать и много учиться.
Для меня самой сложной остаётся ситуация, когда человек говорит: «Мне нужен творческий беспорядок на голове». Сделать так, чтобы голова была взъерошенной, как у сумасшедшего математика, труднее всего. Ну а самое простое — стандартное хипстерское «выбритые виски и подлиннее наверху».
Самая крутая причёска для мужчины, хотя мало у кого достанет мужества её носить, — это очень аккуратно подстриженные волосы и пробор, как у щёголей начала прошлого века. Это убийственно круто, но для этого надо быть, конечно, настоящим аристократом. Как, впрочем, и для того, чтобы носить бороду.
О салонах
Самое распространённое заблуждение по поводу стрижки и бритья — это то, что дороговизна даёт гарантию качества. В довольно дорогой «Персоне» вас подстригут гарантированно плохо, в Toni & Guy тоже могут ошибиться. В новомодном Chop-Chop стригут неплохо, но, на мой вкус, довольно шаблонно. Остальные новоявленные псевдобарбершопы не буду даже обсуждать.
Главный секрет заключается в том, что идти надо не в тот или иной салон, а к конкретному мастеру. А хороший мастер может работать в подвале соседнего дома. Здесь та же история, что и с алкоголем: дорогущее шампанское может быть ни к чёрту, а купленное в пластиковой бутылке вино — очень хорошим.
Это приятно и правильно, что в последнее время заметен такой всплеск интереса к моему ремеслу, но идти сразу в те места, про которые все вокруг говорят, не стоит. Начните с ближайшей парикмахерской: может, там работает талантливый самоучка, который будет вас стричь ещё 15 лет. Мне вот самую лучшую стрижку в жизни сделали в маленьком салончике на окраине Барселоны. А в придачу напоили вином и показали лучший бар в городе. Это, кстати, ещё один добрый совет — стригитесь в поездках за рубеж, хотя бы из страноведческого интереса.
О зарплате
Я зарабатываю около 80 тысяч: семьдесят — моя зарплата в салоне и десять-двадцать в месяц набегает за стрижки дома. По московским меркам это хорошая зарплата, хотя я знаю людей, которые получают существенно больше. Они в основном готовят моделей к показам, официантов к важным приёмам и так далее. С другой стороны, они, как правило, старше, опытнее и известнее меня, так что жаловаться тут не на что.
Не знаю, какая самая маленькая зарплата у парикмахера в Москве. Когда я начинал работать в подвальной парикмахерской, мне было 23 и я едва умел держать ножницы в руках, мне платили 12 тысяч. Зато меня научили каким-то базовым вещам, за обучение которым другие люди платят бешеные деньги на разных курсах парикмахерского искусства, которые в последнее время расплодились по всей стране.
Об обучении
В Москве сейчас работает не меньше сотни разных парикмахерских курсов. Наверное, среди них есть и хорошие, но, судя по рассказам, таких очень мало. А самое-самое крутое — это St. Martins в Лондоне, но туда очень сложно попасть, даже если есть деньги. У меня там знакомая училась — очень тяжело и вообще ни на что не остаётся времени. Она за два года учёбы не успела даже в Музей мадам Тюссо сходить. Зато с дипломом St. Martins возьмут на работу вообще куда угодно во всём мире.
В Москве приличными считаются курсы Toni & Guy, академии «Долорес» и Pivot Point, но это, опять-таки, со слов других: сам я учился на собственных ошибках. Не уверен, что это худший вариант. Это всё равно что идти учиться в художественный вуз или работать в мастерской у известного художника: ещё неизвестно, что окажется эффективнее.