А из–за чего вся суматоха? Как всегда все просто. На дне обнаружены запасы нефти на 100 миллиардов фунтов.
В Северной Атлантике разворачивается борьба за обладание крошечной скалой Роколл. На нее претендуют Великобритания, Ирландия, Исландия и Дания. Вряд ли клочок суши площадью в 570 квадратных метров вызвал такой интерес, если бы на дне под ней не нашли нефть. Теперь ООН предстоит решить, кто же станет счастливым обладателем \»золотой скалы\».
Роколл (англ. Rockall) — необитаемая скала в Атлантическом океане, надводная часть разрушенного конуса потухшего вулкана. Высота — 23 м, диаметр — 27 м, площадь — около 570 м2. Источников пресной воды нет..
Государственная принадлежность островка и окружающих его вод оспаривается Великобританией, Ирландией, Данией (Фарерские острова) и Исландией.
Роколл является чрезвычайно малым, необитаемым, удалённым, скалистым островком на севере Атлантического океана. Он дал название одному из морских районов. В 1956 году британский ученый Джеймс Фишер назвал остров среди «наиболее изолированных камешков в океанах мира». Соседние скалы Хасселвуд Рок (Hasselwood Rock) в 160—200 метрах севернее и ряд других скал, составляющих риф Helen’s Reef, как минимум, в два раза меньше Роколла и высотой не больше одного метра.
Исторически островок фигурирует в средневековом ирландском фольклоре, как мифический камень «Rocabarraigh», который должен появиться в три раза перед концом мира. «Когда Rocabarraigh вернется, мир будет уничтожен». Первые литературные упоминания острова «Rokol», встречаются у шотландца Мартина Мартина в «Описании западных островов Шотландии» опубликованном в 1703, он также пишет, что «жители это место называют \»Rokabarra\»
Роколл представляет собой надводную часть некогда потухшего вулкана. Никакой пресной воды тут отродясь не было — следовательно, люди там жить не могли. Единственные обитатели островка — кайры, северные бакланы и другие птицы, которые останавливаются на Роколле во время дальних перелетов. Некоторые пернатые даже вьют на скале гнезда. В то же время в окрестных водах плавает множество рыб, моллюсков. Так что предмет для борьбы можно обнаружить сразу — обладание морепродуктами
Упоминания о Роколле есть в ирландском средневековом фольклоре. Там он предстаёт мифическим камнем \»Рокабарра\», который должен появиться перед концом света. Что касается научного описания скалы, то его в 1703 году сделал шотландец Мартин Мартин. Он также указал на существование ирландской легенды о \»Рокабарре\». В общем-то, описания — одно мрачнее другого.
Шли века, а за Роколлом закрепилась репутация смертельно опасного места. Так, в 1686 году близ него село на мель рыболовецкое судно. В 1812 году тут затонуло исследовательское судно \»Леонидас\», спустя 12 лет — бригантина \»Елена Данди\». В 1904 году близ Роколла произошло крушение парохода \»Норвегия\», шедшего в Нью-Йорк. Тогда 635 человек погибли, около 150 сумели спастись.
Шли века, но оформить свой суверенитет над злополучной скалой никто не спешил. Едва ли кто мог оказать сопротивление владычице морей Англии — тем более, что Роколл лежит недалеко от британских берегов. Но англичане не делали этого вплоть до 1955 года, когда на остров прибыли офицеры, установившие флаг Великобритании и навигационные маяки. В 1972 году было объявлено о присоединении Роколла к шотландской общине Харрис.
С тех пор, правда, маяки давно сломались, хотя сдернуть флаг не осмелился ни один чужеземец. Только вот особой заботы о скале англичане не проявляли — даже решили не оформлять свои права на Роколл через ООН. Свой суверенитет они подкрепляли своеобразными экзотическими выходками. Так, в 1975 сюда для фотосессии на пару часов прилетели два морских пехотинца. А спустя 10 лет один отставной британский солдат полтора месяца жил на Роколле в деревянной коробке, прикрученной к скале.
Бывший солдат, эксперт по выживанию Том Макклин (Tom McClean) жил на острове 40 дней в деревянной коробке, прикрученной болтами к скале, на уступе Холла в период с 26 мая 1985 года по 4 июля 1985, чтобы подтвердить претензии Великобритании на эту территорию.
Первыми на британский суверенитет над островами посягнули… активисты \»Гринпис\». Трое экологов на 42 дня заняли острова в знак протеста против проводимой в этом районе англичанами разведки нефти. Представители \»Гринпис\» объявили остров \»новым глобальным государством Вейвлэнд\» — то есть, страной волн. Ее гражданином мог стать любой желающий. Околополитический цирк, правда, долго не продлился.
Так бы Роколл и оставался \»то ли формально британским, то ли ничьим\», но надо было ученым начать исследование шельфа вокруг скалы на предмет наличия там нефти. \»Черное золото\» нашли — по оценкам британских экспертов, оно может пополнить казну Соединенного Королевства на 100 миллиардов фунтов. Вроде бы там есть и месторождения газа. Разумеется, такое богатство не валяется ни на дороге, ни в море. И тут засуетились другие страны.
Ирландия, Исландия и Дания решили оспорить у англичан право на разведку недр и морской промысел возле Роколла. Исландцы и ирландцы внесли соответствующее представление в соответствующую комиссию ООН. В итоге так же поступила и Великобритания. Вслед за ними к оформлению своей заявки приступила и Дания. Ожидается, что последняя оформит все документы к 2014 году.
Аргументы у каждой из сторон свои. Британцы указывают, что ближайшей к Роколлу территорией является остров Хирта, расположенный у северо-западного побережья Шотландии. Он расположен в 300 километрах от Роколла, в то время как Ирландия, Исландия и принадлежащие Дании Фарерские острова лежат несколько дальше. Англичане считают скалу островом — следовательно, все воды вокруг нее должны стать исключительной экономической зоной (ИЭЗ) Великобритании.
В отличие от заклятых соседей, Ирландия пытается доказать, что Роколл — не остров, а скала. Согласно международному праву, вокруг скалы не может быть никаких территориальных вод. А значит, шельф надо делить в зависимости от отдаления от берегов той или иной страны. И здесь ирландцы утверждают, что Роколл лежит ближе всех к ним. Берега острова Великобритания дальше, а формально относящийся к Шотландии остров Хирта принимать в расчет не следует.
Наиболее слабые позиции в данном споре имеет Дания. Основная часть страны расположена далеко, и \»уцепиться\» за Роколл она может только благодаря обладанию расположенными к северу от скалы Фарерскими островами. Датчане утверждают, что под водой существует некий микроконтинент \»Фарерские острова — Роколл плато\». А раз так, то Дания может претендовать на шельф не только близ Фарер, но и близ Роколла.
В свою очередь, Исландию мало интересует принадлежность самой скалы. Северяне борются только за разграничение подводного шельфа близ нее таким образом, чтобы им перепал лакомый кусок. Исландцы еще в 2001 году начали работать над составлением своей заявки в ООН, и именно они подали ее первыми. Кроме того, именно Исландия была инициатором переговоров по спорным вопросам, и потому, может быть, ООН оценит ее миролюбие.
Переговоры идут вот уже пять лет, однако прийти к компромиссу не удается. Дания, Исландия и Ирландия периодически обсуждают этот вопрос без участия Великобритании, но выступить единым фронтом против англичан пока не получается. До войны дело едва ли дойдет. Однако делиться нефтью и дарами моря не хочется никому. Потому скала Роколл имеет все шансы стать новой ареной международного спора, разрешить который без участия ООН вряд ли получится.