Гламурный топор в девочково-хипстерской стилистике. Любой человек с таким топором должен выглядеть немного безумным. Впрочем, я, конечно, не предполагаю, что кто-то станет ходить с ним по улицам.
Итак, для начала нужно было выбрать сырьё, болванку для превращения в произведение искусства – собственно топор. А топор нынче дорог. В ближайших хозяйственных магазинах дешевле тысячи двухсот за единицу и не найти. Тогда я собрался и поехал на Тушинский строительный рынок, где и приобрёл за 400 рублей самый что ни на есть наиклассичнейший народный топор – с правильной формы деревянным топорищем и абсолютно жутким и прекрасным лезвием, чёрным, неровным, в буграх и кавернах, в пятнах ржавчины, с глубоким клеймом-штампом, вылезшим на другой стороне в виде неровного холмика. Можете созерцать топор целиком на фото в начале записи (щёлкните по фото для увеличения).
Топор был настолько совершенен в своей фольклорности, что даже жалко было с ним что-то делать. Однако я преодолел сантименты (в конце концов, я знаю, где у них гнездо, будет надо – куплю ещё) и приступил. Вот только сфоткался с ним на планшет на память – в моём любимом жанре «С думой о России»:
Для начала топор надо было очистить от краски и ржавчины. Тут мне понадобилась дрель с корщёткой.
Без черноты стал лучше виден металл лезвия. Эдакий лунный пейзаж:
Понятно, что гравировать на такой поверхности ничего нельзя. Надо шлифовать.
Был бы у меня промышленный шлифовальный станок, я бы за полчаса этот топор в порядок привёл. А то и быстрее. Но после первого часа шлифовки на бытовом станке мой топор выглядел всего лишь так:
Я шлифовал его до вечера и ещё немного утром. Результат был такой:
Да, вполне возможно и даже наверняка я что-нибудь делал неправильно: я коснулся шлифовального станка второй раз в жизни, первый был на уроках труда в средней школе (это давно). А свой предыдущий топор, тот, что оставил в Ставрополе, я шлифовал шкуркой, вручную, вечерами, читая ленты, в течение нескольких месяцев.
Настала очередь гравера. Но пока не гравировать. Пока немного дошлифовать абразивными насадками и валиками с шкуркой. На самом деле, решил чуть сжульничать: чем снимать ещё почти по миллиметру с каждой стороны по всей площади, я предпочёл гравером как бы выбрать самые корявые места. Поверхность в результате осталась несколько волнистой, но при этом стала вполне гладкой.
Вот так выглядела абразивная насадка в начале работы:
Вот так в конце:
И я их, таких, извёл три. А топор стал таким:
Понятно, что это всё ещё не идеал, но в любом деле главное – вовремя остановиться. Я счёл, что лезвие уже готово к стилизации, взял маркер и нарисовал кошечку Hello Kitty.
Теперь – гравировать! Для прорисовки контура Китти я выбрал шарошку вот такой формы:
Собственно, контур – это главное. Потом я ещё шарошками с более округлым концом заштриховал бантик и платьице Китти:
Это, конечно, ещё не всё. Для полноты безумия на топоре ещё должна болтаться какая-нибудь маленькая яркая игрушка. Что-нибудь вроде плюшевого мишки или котика. Для этого в нём нужно проделать отверстие. Проще всего его просверлить в топорище, но 1) в отверстие в топорище мы лучше проденем шнурок или ремешок для запястья и 2) мы не ищем лёгких путей. Будем сверлить сам топор.
Надо сказать, опыт сверления инструментальной стали в домашних условиях у меня уже есть. И он отрицательный: свёрла её не сверлят. Вообще. Вернее – не сверлили. Однако с моей предыдущей попытки прошло несколько лет и у меня есть новенькие свёрла по металлу. Решил попробовать. Вдруг что изменилось? Попробовал. Не изменилось. Сломал сверло. Поцарапал топор. Что делать-то? Самое простое решение – плюнуть, зашлифовать поцарапанное свёрлами место и подвесить-таки игрушку к топорищу. Ещё был вариант – сделать колечко с «ушком» из тонкого листового металла и приклеить его к топору. Но это всё как-то неизящно. Хотелось именно дырку в топоре. В конце концов, монстр я или где. Стал думать. Плавиковая кислота? Нету. Промышленный сверлильный станок? Тоже нету. А что у меня есть? У меня есть гравер с шарошками по металлу. Ок. Взял шарошку потолще с округлым, почти плоским концом, зарядил, стал пытаться сверлить.
В итоге, опять же, хрен. Высверлилась совсем неглубокая ямка, после чего она как бы зашлифовалась, что ли, и дальше шарошка углубляться уже не хотела. Гравер воет, я сверху давлю на него – ничего. Нет, наверное, если бы я продолжал сверлить ещё несколько часов и, возможно, сменил бы три-четыре шарошки, у меня бы всё-таки получилось, но, во-первых, я опасался спалить гравер, а во-вторых, был уже вечер и я совсем не хотел воем гравера мешать соседям. Надо было придумать что-то другое. И я пошёл копаться в коробках со всяким хламом в поисках мысли. И мысль нашлась – в форме семисполовинойвольтового блока питания от старого модема.
Электролиз же! Правда, была загвоздка: электролизом делать дырку надо было в самом начале – до шлифовки, до гравировки, до всего. Если же теперь покрыть топор лаком или обмотать скотчем и погрузить в электролит – кто знает? – вдруг лак где-то нарушится? Вдруг скотч отойдёт? Всё же испортится. Ну и как? А вот так – долго, терпеливо и медитативно. В общем, готовим блок питания следующим образом:
Также готовим рюмку солевого раствора и пару упаковок ватных палочек для ушей. И потом делаем следующее: втыкаем блок в розетку и на топор цепляем анод. Теперь у нас весь топор – анод.
Кстати, обратите внимание на прищепку. Это старая советская прищепка для просушки фотоплёнки. Осталась со времён моего детского фотолюбительства. Мы теперь ею пакеты с чаем или специями закрываем.
Ладно, поскольку топор в электролит погружать нельзя, будем делать как в школе на физике – когда «сверлили» бритвенное лезвие «Нева» карандашом с батарейкой. Топор, правда, потолще, но и нам уже не 12 лет. В общем, окунаем ватную палочку в солевой раствор и аккуратно капаем капельку в сделанную шарошкой ямку (окружающую поверхность на всякий случай изолируем скотчем). Потом погружаем в эту капельку второй гвоздик – катод.
Когда капелька почернеет, надо убрать продукты реакции ватной палочкой, капнуть новую капельку и повторить. И так много раз.
В общем, через, примерно, пять часов, ближе к утру, ага, когда первая упаковка палочек закончилась, а во второй оставалось всего две штучки, в топоре проклюнулась маленькая сквозная дырочка!
И вот уже её я слегка расширил шарошками.
Кстати, чтобы вы могли наглядно представить, каково это – проковырять лезвие топора насквозь ватными палочками, взгляните, как выглядел мой стол к моменту появления сквозного отверстия:
Наши руки не для скуки, ага.
Ок, теперь добавим яркости. Для начала – ещё пару раз шлифанём. Среди прочего – убрать мелкие заусенцы и неровности на краях линий выгравированного рисунка. Для этого опять воспользуемся гравером, но уже с войлочными турундами в качестве насадок, а также пастой ГОИ и красной тонкой «финальной» пастой.
После этой процедуры наш топор готов… к чему бы вы думали? Правильно – в рамках федеральной целевой программы «Больше ада» – к позолоте. Для позолоты нам нужны клей для сусального золота и поталь. Они у нас есть – мы купили их в магазине «Передвижник». Вот клей:
А вот поталь:
Поталь – штука вроде фольги, но страшно тонкая. Толщина этой, например, – три микрона.
Закрыв бумагой и клейкой малярной лентой те части топора, которые золотить не надо, наносим клей:
Выдерживаем клей полчаса и, задержав дыхание и прикрыв крышкой обычно открытый корпус стоящего на столе компьютера (чтобы из кулера не дуло), кладём на клей поталь и приглаживаем её мягкой акварельной кисточкой.
Потом даём ей прихватиться и кисточкой чуть пожёстче убираем лишнее.
Потом снимаем бумагу и ленту, а затем проделывем тот же самый фокус с обратной стороной топора, с верхней и нижней границами проушины и с обухом. Затем ошмётками потали, оставшимися от этих операций, золотим платьице Китти, а её програвированные контуры обводим золотым лакирующим маркером «edding 780». Последнее, конечно, немного халтура: надо было бы исследовать вопрос, купить какую-нибудь акриловую золотую пасту и сделать всё профессионально, но я, честно говоря, к этому моменту уже несколько подзадолбался, поэтому немного упростил себе жизнь. Но вышло всё равно забавно. Смотрите:
С лезвием почти всё. Теперь мы покрываем его цапонлаком, чтобы защитить топор от окисления, а поталь от осыпания, вешаем на дверную ручку сохнуть и ждать своего часа, а сами занимаемся топорищем, с которым, собственно, всё просто: ошкурить, просверлить отверстие под шнурок, покрасить акрилом, нарисовать цветочки, покрыть акриловым лаком, поставить сушиться.
Ну и, пока вся эта красота сохнет, нужно проделать работу, без которой безумие не будет полным, – подобрать игрушку в отверстие лезвия и шнурок (я решил, что он должен быть розовым) в отверстие топорища. Конечно, будь я тру-тру-тру-романтическим домашним мастером, я бы всё это тоже сделал своими руками. Честно говоря, я некоторое время так и собирался сделать. Однако пять часов ковыряния дырки в топоре ваткой несколько меня подкосили, поэтому в этот раз я решил приобрести готовые прибамбасы. На их поиски мы отправились вдвоём с Александрой и, обойдя около десятка наших любимых ларьков со всякой бесполезной чепухой в разных районах Москвы, нашли ровно то, что надо: золотистую тяжёленькую металлическую Китти со стразами и прекрасный вырвиглаз-розовый шнурок. Собственно, оставалось соединить всё это вместе. Что я и сделал.
Изначально я планировал назвать этот топор – «Для девочек», но, пока работал, для девочек придумал другой. Поэтому этот, если не придумаю ничего лучше, будет называться Kitty Jump.
И напоследок – фото в жанре «С думой о России» с обновлённым топором: