Знакомимся:
Газ-69
3 двери, 8 посадочных мест (2 впереди, и две скамейки по 3 пассажира сзади)
Газ-69а
5 дверей, 5 посадочных мест (2 впереди, и диван на 3 пассажира сзади)
Немного истории:
\»Шестьдесят девятый\» стал поистине звездным часом конструктора Григория Вассермана, набравшего опыт в работе над ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Ценной была и информация об автомобилях минувшей войны. При всем том ГАЗ-69 не стал развитием предыдущей модели, а проектировался \»с нуля\». Правда, чтобы максимально удешевить и ускорить освоение в производстве, машину по традиции постарались унифицировать с уже выпускаемыми. Результат говорит сам за себя: более 60% деталей джипа еще до его рождения делали для ГАЗ – М-20 (\»Победы\»), ГАЗ-12 (ЗИМа) и грузового ГАЗ-51. Джип не блистал техническими новинками – все узлы и элементы имели надежную конструкцию, неплохо зарекомендовавшую себя на других моделях.
К октябрю 1947-го первый образец ГАЗ-69 был готов. Универсальный двухдверный грузопассажирский кузов (модель 76) предусматривал шесть мест на продольных сиденьях в заднем отсеке. При их подъеме образовывалась просторная платформа для полутонны груза. В мае 1951-го появился четырехдверный пятиместный пассажирский кузов (модель 77), получивший позже индекс ГАЗ-69А.
В феврале–апреле 1949 года газовцы рискнули послать опытный ГАЗ-69 в качестве командорской машины сравнительного испытательного пробега. Шли по бездорожью средней полосы России, на юг по азимуту. Предстояло сравнить полноприводные грузовики ГАЗ-63 и ЗИС-151. Тяжелые трехосные московские \»утюги\» садились намертво, а вся горьковская команда продолжала движение – и сам ГАЗ-63, и ветеран ГАЗ-67Б, и экспериментальный ГАЗ69. Сложившаяся к концу войны в Горьком \»полноприводная\» школа праздновала заслуженную победу.
Главной проблемой новой машины стал двигатель: на первое место вышло требование экономичности. Более современный мотор \»Победы\» был долговечнее, потреблял меньше топлива и выдавал примерно ту же мощность, но значительно меньший крутящий момент. А сама машина стала больше и тяжелее, возросла грузоподъемность. В раздаточную коробку пришлось вводить двухступенчатый демультипликатор. В итоге расход топлива на тоннокилометр у ГАЗ-69 составил 0,288 л против 0,4 у ГАЗ-67.
Пройдя в полном объеме жесткие испытания, машина была готова к производству в 1951 году. Однако выпуск ее все откладывался, несмотря даже на усилия основного заказчика – военных. В истории ГАЗа началась черная полоса – вынуждены были уйти главный конструктор Липгарт и директор Веденяпин. Первые ГАЗ-69 сошли с конвейера только 1 сентября 1953 года. А 7 ноября уже участвовали в параде на Красной площади. Словно оправдывая название проекта – \»Труженик\», буквально первые же партии новых машин отправили на целину. Любопытный поворот: получив при рождении ряд агрегатов от \»Победы\», ГАЗ-69 вернул родительнице сторицей – в 1955–1957 гг. делали легковой М-72 – гибрид кузова \»Победы\» с ходовой частью ГАЗ-69. К сожалению, несущий кузов, хотя и весьма изобретательно усиленный, оказался слабоват для бездорожья – прабабушек сегодняшних \»нив\» выпустили всего 4677.
В конце 1954 года производство джипов стали передавать в Ульяновск – в декабре там собрали первый \»уазик\». До полной передачи в 1956 году машины собирали на обоих заводах. ГАЗ-69/69А завоевал широкую популярность и экспортировался в 56 стран. В середине 60-х в
Румынии, на машиностроительном заводе в Кымпулунге начали выпускать вездеход М-461 по лицензии ГАЗ-69. По аналогичной схеме в 1962 году заработал завод в Дыкчхоне (КНДР).
В Ульяновске \»шестьдесятдевятку\» выпускали вплоть до декабря 1972 года, когда ее сменил УАЗ-469. Всего на двух заводах с сентября 1953-го по декабрь 1972-го было выпущено 634 285 ГАЗ-69 всех модификаций.
ТТХ:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в скобках) по данным испытаний серийных образцов 1953 года
Длина, мм 3850 (3848)
Ширина, мм 1750 (1733)
Высота (без нагрузки), мм 2030 (1900)
База, мм 2300 (2290)
Колея передних колес/задних колес, мм 1440/1440 (1437/1440) (прим. авт.: на стандартной резине и дисках)
Дорожный просвет под задним мостом, мм 210 (214)
Наименьший радиус поворота, м 6,1 (6,22)
Масса в снаряженном состоянии, кг 1556 (1505)
Полная масса (с нагрузкой), кг 2216 (1930)
Максимальная мощность двигателя, л.с., при
частоте вращения, об/мин 54,8/3700 (52,2/3600)
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч 91,7 (91,1) (прим. авт.: хозяева пишут – разгоняли до 120)
Минимальный расход топлива на шоссе
в интервале скоростей 30…50 км/ч, л/100 км 11,2-12,2 (11,1-12,4)
Средний расход топлива, л/100 км
на тяжелом бездорожье 29,4 (30,2) (прим. авт.: хозяева пишут – может и 50 сожрать)
с прицепом 33,4 (34,3)
Среднеэксплуатационный расход топлива по
всем видам дорог без прицепа, л/100 км 17,2 (16,2)
Емкость бензобаков (одного/двух), л 60/75
Максимальный преодолеваемый подъем по
сухому грунту (ограничивался пробуксовыванием колес), град 36 (прим. авт.: судя по видео может и больше)
Фото:
Оригинальные авто:
Модифицированные авто:
Подготовленные для оффроада: