Размножаться не буду! Из принципа!

Так уверяют сторонники нового модного течения «Cвободные от детей»

alt

Строго и сухим языком цифр: не хотят россияне плодиться. По данным переписи 2002 года, 48 процентов семей у нас бездетны. Потом по стране развесили фотки с младенцами, агитки против абортов, и дело вроде сдвинулось. И тут — опять беда! — ВЦИОМ сообщает: 60 процентов из нас даже и не собираются производить себе подобных. В ноябре 2008, когда проводился опрос, народ понять было можно — пугал оскал мирового кризиса. Но и сейчас число бездетных смоковниц растет. И не просто тех, кто отложил появление потомства до лучших времен. Растут и ширятся ряды тех, кто выступает против размножения в принципе. За год русское ЖЖ-сообщество Childfree («Свободные от детей») прибавило в весе 1000 человек. Кто все эти люди? Безответственные эгоисты или передовые товарищи, которые не хотят «голь плодить»? И почему им так важно во всех подробностях объяснить миру, почему они бездетные? Мы решили разобраться.

 

 

alt

 


Из досье «КП»

Идея Childfree пришлая, американская. В 1992 году школьная училка Лесли Лафэйет создала ChildFree Network — социальную сеть для единомышленников. Довольно быстро под знамена Лесли сбились пять тысяч человек. «Детоцентристские» американские ценности многим встали поперек души… Сегодня западные чайлдфри расплодились до сорока организаций, и в каждой — по нескольку тысяч членов. В 2004-м «Свободные от детей» россияне свили себе гнездышко в Живом Журнале. Возможно, как и в США, наши чайлдфри взросли на почве протеста против обильной «семейной» агитации. Но все-таки чадолюбив русский человек: с 2004 по 2008 год в «бездетные» записывались вяло. Всего 2000 человек за пять лет. «Пособил» делу кризис: минувший год раздул сообщество на тысячу. Есть и другие подобные сайты, еще более откровенные.


Страх безотцовщины

Мне самой Бог детей не дал. Так вышло. Точно описывает дело одна дама-чайлдфри 43 лет: «Я периодически влюблялась в разных людей. Чаще не очень взаимно». Какое уж тут материнство. 71 процент россиян убеждены, что у ребенка должен быть папа. Против безотцовщины много свидетельств в живой природе: дети макак-резусов, например, без папашиной заботы подрастают грубыми и необщительными. Хамье, словом, — хоть из стаи выгоняй. «Подавляющая часть чайлдфри — одинокие женщины», — подтверждает мои подозрения Яна ЕНИКЕЕВА, член правления Российской ассоциации сексологов.

 

 

alt

 


Мы по-прежнему бедные

Больше всего чайлдфри среди тех, кто пока не готов стать родителем. Материально или из-за квартирного вопроса. Недавно Росстат опросил почти две тысячи человек в 30 регионах России: «Что вам мешает родить детей?» 85% назвали материальные трудности, 83% — неуверенность в завтрашнем дне, 65% — жилищные проблемы. Но это все те, кто не рожает детей по объективным причинам. Изменится ситуация к лучшему — изменится и их позиция. Но растет и ширится другое движение — тех, кто вообще не хочет обзаводиться потомством.


Эх, как рожать-то неохота!

Роды — извечная дамская «страшилка». В детстве мы развлекались историями про «черную руку» и «гроб на колесиках». Теперь кровь стынет в жилах от рассказов, как подруге N забыли сделать анестезию. Подруга М рожала в коридоре под чутким руководством тараканов. Весь остальной персонал был занят: встречал Новый год…

Моей приятельнице Алине 34 года. Образованная, со средствами. Давно и уютно она проживает в загородном доме с камином и любимым мужчиной. У любимого — взрослый сын от первого брака. «Лет пять назад мне еще хотелось бебика, — смеется Алина, — но потом стали подрастать дети друзей. Я поняла, что люблю маленьких, а подростков — как-то не готова…» Половина моих «свободных» приятельниц — вторые-третьи жены. У мужей уже есть потомки. И они хотят видеть жену- «дочку», а не «мамашку». Причем часть подруг сами рады сачкануть от материнства.

— Женщины боятся всего, что связано с родами: и врачей, и последствий для фигуры. И беспомощности в период беременности и кормления, и возможного охлаждения мужа, — комментирует ситуацию Еникеева. — Это самые активные женские страхи.


Мы собачек заведем!

На полях сетевых сражений чайлдфри настроены крайне экстремально. «Размноженцы», «свиноматки», «овуляшки» — это они так о своих «врагах» — о «детных». Львиная доля недовольства адресована, кстати, не детям, а… родителям, которые скверно воспитывают своих отпрысков. Мелкий народец шумит и озорует при попустительстве мамаш. Описываются и совсем возмутительные скандалы: «Девочка лет пяти звонко отвесила мамаше пощечину при большом скоплении народа. Удар был хлесткий и слышный, тишина повисла секунд на 15…»

Есть и такие, кому дети противны: «Я не скажу, что у меня паранойя, но мне неприятно смотреть на детей, как на лицо, покрытое прыщами… Мне как-то принесли диск с фотографиями для ретуши — там была куча фоток маленьких детей, весь вечер блевала, но работа, пришлось».

«Мне неприятен внешний вид детей. Притом очень люблю животных… котят, щенков, они реально ужасно забавные».

«Мне неприятны дети: их вопли, взгляды, лишенные интеллекта».

О физическом отвращении к ребятишкам и любви к животным больше всего любят порассуждать мужчины и юные девушки.

Участник сообщества рассказывает, как в подпольных ресторанах Китая делают блюда из человеческих эмбрионов. Наибольшую готовность отведать мясца выказывают юные девушки.


Детей ненавижу с детства!

«А нормальные ли это люди?» — возник резонный вопрос у автора этих строк. С ним я обратилась к Яне Еникеевой.

— В Интернете люди более активны. В реальной жизни она просто соседка Маша, одна из тысячи. А в Сети столько возможностей привлечь внимание. Легче прикинуться топ-моделью, роковой красавицей или даже вот таким монстром. Кому что нравится. Самый экстремальный вид бездетных чайлдхейт — детоненавистники.

— Откуда они берутся? Может, их самих не любили. Например, мамаша на четырехлетнего орет «Сволочь!». Или вот молодой человек пишет: «Я понял, что дети не нужны, когда мне было шесть лет». Очень типичное высказывание.

— Явно недоговаривает. В детстве он пережил что-то более травмирующее, чем просто «сволочь». Например, если ребенок родился нежеланным, в браке «по залету». Тут мама в пылу раздражения может ляпнуть что-то вроде: «И зачем я тебя только на свет родила! Кому ты вообще нужен?» У жертвы такого обращения возможны проблемы в будущем.

 

 

alt

 


Люблю кота и мужа. А маму не люблю

Тема «Я не люблю свою мать» — одна из самых острых на форуме чайлдфри. 450 комментариев. Автор сообщает: «Я — ребенок от нелюбимого человека, хилый и болезненный в детстве. Меня любили, но любили с досадой и раздражением… Я выросла и переступила через это. Я научилась относиться к маме как к чужому человеку: отстраненно-вежливо… Она обижается, часто плачет. Я не люблю детей и детство вообще, это дикое и бесправное время. Я не люблю свою маму. Не хочу давать ни малейшего шанса этой боли. Детей у меня не будет».

В ответ — буря сочувствия от сестер по несчастью: «Более бесправного и мрачного времени, нежели детство, нарочно не придумаешь. Нет права выбора, твое мнение никто не уважает… Вдобавок мое окружение (мама с бабушкой) не умели быть счастливыми, а постоянно навязывали мне свою концепцию «долга» и «тяжести жизни». Сейчас я постепенно избавляюсь от НЕлюбви к себе. Маму я после этого все-таки люблю. Но мужа больше».

Другая собеседница делает более резкое признание: «Я больше всего люблю своего мужа и кота. С мамой хорошие отношения, добрые чувства, но это не любовь».


Глубинные страхи мужчин

От одной пятой до трети «свободных» в России составляют мужчины. Женщинам приходится более резво обороняться от стереотипов. «Когда родишь?» — меня этот вопрос так доконал в свое время, что я с наслаждением мечтала состариться.

Мужчины не так звонко голосят на форумах, но им не легче. По мнению психологов, социум понукает нас размножаться по рациональным причинам: например, «Россия вымирает», и по бессознательным — семейного человека проще контролировать, чем одиночку. Мы все-таки социальные животные. И вот этот родительский контроль общественного мнения мужчины переносят очень тяжело. Особенно в провинциях, где натиск сильнее.


Прочитано в Сети:

«У нас с женой все было вполне благополучно, пока она не забеременела. Решили: будем рожать. Пора уже, все-таки мне уже 27 лет, а ей целых 24. Я мечтал о сыне, с которым буду вместе смотреть футбол по телеку или ходить на рыбалку. Но начались проблемы. Супруга упрекала меня за то, что совсем охладел к ней. А я не понимал, как же можно целоваться с женщиной, которая через каждые полчаса бегает в сортир проблеваться из-за токсикоза. Чем больше она ныла и жаловалась, тем отвратительнее казалась. Когда у нее стало расти пузо, я уже начал жалеть о том, что не отправил эту дуру на аборт. Неповоротливая, все время что-то жующая, она напоминала корову. За пару месяцев до родов жену положили в больницу на сохранение. Не передать, как я был рад. Валялся на диване, смотрел боевики и пил пиво, заедая «Эстреллой». Из роддома жена вернулась только для того, чтобы забрать вещи и перебраться к своей мамаше. Я думал, что жена никуда не денется — кому она теперь нужна с ребенком? Но она вскоре подала на развод. После суда мы увиделись вновь только через два года. Моя основательно раздобревшая бывшая гуляла в парке с сыном и каким-то мужиком явно моложе ее. Одной рукой парень обнимал эту корову за жалкое подобие талии, другой — раскачивал качели с малышом. Мне вдруг стало ужасно обидно. Я подошел к этим уродам и поздоровался (я же культурный человек!). После минутного неловкого молчания я выпалил первое, что пришло на ум: «Ты бы никогда к ней и близко не подошел, если бы видел ее беременную!» Они не послали меня куда подальше, они… стали ржать как сумасшедшие. И только тут я заметил, что моя бывшая супруга в интересном положении… Дома я разорвал все фотки, на которых был снят вместе с бывшей женушкой».


Стерилизуйте меня!

В России хирургическая стерилизация людей моложе 35 лет запрещена по закону. Но если очень хочется — закон не писан. Парень 25 лет в Сети рассказал историю, как боялся «залета» и сделал себе операцию.

— Люди, которые идут на вазэктомию (стерилизацию) в молодости, — говорит Еникеева, — не правы. Детей можно отложить, а зарекаться не надо. «Всегда» и «никогда» — опасные слова. В течение жизни мы меняемся. Возможно, через 10 лет вы посмотрите на мир другими глазами. А в 25 лет не вазэктомия нужна, а консультации психолога!


Боюсь конца света!

— Категорически не хотят рождать детей люди, ожидающие конца света в 2012 году, у них есть соответствующее учение. Это не секта, они просто свято уверовали в календарь майя, — говорит Яна. — Это самая малочисленная группа чайлдфри и самая экзотическая. У нее все больше приверженцев с каждым годом.

 

 

alt

 


Вместо стакана воды…

По данным ВЦИОМа, чаще планируют завести ребенка 18 — 34-летние люди (12 — 13%). Среди граждан 35 — 44 лет только 2% планируют ребенка. В русском ЖЖ-сообществе бездетных средний возраст от 20 до 40. Три четверти имеют высшее образование. Многие — по две-три профессии. Цитируют Дугласа Коупленда, Бена Элтона. Не брезгуют и маркизом де Садом. Приятные люди! Алина, например, занимается живописью, иностранными языками, путешествует туда-сюда. Как чеховский герой говорил: «Спешите делать добро». И многие следуют его совету. Помогают собачьим приютам, детским домам, сдают донорскую кровь. 47% ЧФ благосклонно относятся к усыновлению, а 36% сами бы усыновили ребенка.

«Мой способ давать жизнь лучше!» — эта тема встречает горячий отклик в Интернете:

«Допустим, говорит мне кто-нибудь: «А почему бы тебе не завести ребенка?» Я делаю круглые глаза и говорю: «Ты что, это же три года кровь не сдавать. Неужели ты думаешь, что ребенок — достаточный повод? А ты знаешь, как у нас в стране не хватает доноров? И сколько людей умрет, пока я рожаю одного?» Считаю, что мой способ давать жизнь гораздо лучше».

Жизнь давать можно по-разному. С этим трудно не согласиться. И чайлдфри, как видим, очень разные. Одиноких людей в городах с каждым годом все больше. Детей у них нет. Тогда пускай хоть кровь сдают.


Люди, будьте счастливы!

Парадокс, наверное, но я себя чайлдфри не считаю. Я чадолюбива, и где-то в тонком параллельном мире обитает мой духовный двойник, окруженный чадами и домочадцами. Он целует мужа после работы, готовит щи и уроки с детьми. А в Сети у «свободных» с «детными» возникают стычки пострашнее, чем у горилл в период спаривания. Оба лагеря готовы горло перегрызть за свою правоту. Как обзываются чайлдфри, мы уже писали. Счастливые родители в долгу не остаются: «Таких надо давить в утробе матери», «моральные уроды», «извращенцы».

Мы попросили дать совет враждующим сторонам психолога Андрея КЕНИГА, отца четверых детей. И вот что он ответил:

— Независимо от того, выбрал человек большую семью или бездетность, его ни в коем случае нельзя считать незрелой, инфантильной или какой-то проблемной личностью. У всех нас свои представления о счастье. Иногда очень разные.


Вымирать обидно!

По данным западных социологов, бунтуют против размножения образованные, небедные атеисты. Проживают они в основном в западных странах, где и так с рождаемостью туго. Коэффициент 1,4 ребенка на 1 женщину. В США еще типа высокая рождаемость — там двое. Зато в Африке — 5,1. А в Афганистане вообще 6,8. Так дело пойдет — и лет через сто — двести на улицах Москвы родимых наших таджиков потеснят понаехавшие суданцы, пакистанцы и граждане Конго. Нас-то к тому времени на этих улицах совсем не останется…

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *