Письмо президенту

О самом ужасном месте на Земле(Норильск)

Хочу написать Вам о том, что я родился в самом ужасном месте на Земле, и находится это место в России. Надеюсь, Вы об этом знаете. 

Там 9 месяцев в году – зима, часть которой проходит под полярной ночью, т.е. при полном отсутствии солнца. Морозы на новогодние праздники стоят под -50 °C и часто сопровождаются сильнейшими метелями. Если в Петербурге ветер со скоростью 20 м/с – это стихийное бедствие, то там – обыденная норма. Климатические условия настолько суровы, что дети каждое утро уточняют по телефону о том, можно ли им сегодня идти в школу или нет. Как Вы понимаете, там по определению не бывает свежих продуктов. Там даже нельзя выйти погулять в парк, потому что там не растут деревья. Там нет ни весны, ни осени в обычном понимании, есть только зима и 3 месяца в году на всё остальное.

alt

Одного лишь сурового климата и удаленности от остального мира достаточно, чтобы жизнь была весьма непростой, но терпимой. Но это ведь худшее место для жизни на Земле, Вы не забыли? Благодаря варварскому отношению к окружающей среде Норильск входит в десятку самых загрязненных городов мира. Конечно, тяжело бороться за первое место с Индией и Китаем, но предприятия \”Норильского никеля\” сделали всё возможное, чтобы в этом году обогнать по загрязнению Чернобыль. Картина этого места не была бы полной без последнего штриха – нескольких подземных атомных взрывов, проведенных в окрестностях города.

Скажите, Дмитрий Анатольевич, Вы бы хотели там жить?

Меня, как и многих других, никто об этом не спрашивал. Но мне повезло оттуда выбраться, тогда как большинство не имеет для этого возможностей, ведь лишь немногие в нашей стране могут позволить себе купить жилье \”на материке\”.

Вы знаете, каково это – жить в одном из самых загрязненных мест на планете? Мне кажется, что не только не знаете, но даже не задумываетесь об этом. Потому что иначе Ваше личное отношение к проблемам экологии было бы совсем иным. Поэтому я хочу рассказать Вам о некоторых особенностях столь необычной жизни.

Например, на улице регулярно стоит газ, порой столь сильный, что почти невозможно дышать. И чем выше температура, тем хуже воздух, так что \”летом\” на улицу лучше вообще не выходить. Если Вы вдруг решите навестить этот район, то имейте в виду. Зимой же Вам сразу бросится в глаза черный, больше похожий на землю, снег.

Значительные территории вокруг города представляют собой экологическую пустыню, выжженную загрязнением и кислотными дождями. Конечно, на некоторые места ветер с заводов дует реже, там можно найти и ягоды, и грибы, правда, в них содержание металлов и различных вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в десятки раз, так что есть местные дары природы нельзя. Впрочем, будьте внимательны, гуляя по тундре, Вы вполне рискуете найти высокорадиоактивные отходы, просто выброшенные там военными.

С медицинской точки зрения ситуацию можно описать так: \”среди населения города значительно повышены показатели по аллергии, бронхиальной астме, порокам развития сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, и болезни крови, и расстройства психики, в том числе и среди детей\”. К тому же, там значительно чаще болеют раком, а живут в среднем на 10 лет меньше, чем по России. А в России, я Вам напомню, и так живут не слишком долго.

Я знаю это и на личных примерах. У меня и самого аллергия, как и у многих других родственников, а мой дядя, ближе к 50 годам получил рак, и после нескольких операций, которые превратили его в ходячего скелета с какой-то приделанной бутылочкой, наконец, умер.
 

Что же получают люди за жизнь в таких условиях? 

Когда-то давно там были более высокие зарплаты, а пенсионный стаж шел по формуле \”год за полтора\”. Впрочем, теперь зарплаты и близко не сравнятся с московскими, а пенсионный стаж людям отменили постфактум, подумаешь, люди там проработали лет по 20-25, государству можно после этого и отказаться от обещаний, верно?
 
Но есть те, кто зарабатывает на чужом здоровье миллиарды. Это в долларах. В рублях \”Норильский Никель\” стоит около триллиона. Не удивительно, что самый богатый человек России, Михаил Прохоров, значительную часть своего состояния заработал именно здесь. Где же еще в мире можно столь жесточайше эксплуатировать природу и людей, которые никуда от тебя не денутся?

Знаете, раньше еще можно было хоть как-то оправдать такое положение дел. Изначально город строили зэки, заводы принадлежали государству, потом все, вроде как, были равны, на север ехали по своей воле, взамен получали там больше и раньше уходили на пенсию, и сама пенсия была выше. Но сегодня всеми предприятиями владеют частные лица, которые со скандалами отдыхают на Куршавеле, но не несут никакой ответственности за экологию и, фактически, за вред здоровью, причиняемый сотням тысяч людей.

Примечательно, что у нас в стране предприятия сами следят за уровнем своего же загрязнения. Я даже не буду описывать всевозможные механизмы занижения степени вреда в отчетности, а остановлюсь на конечных цифрах. В 2007 г. в Норильске одного только диоксида серы было выброшено 1 932 200 тонн. Такого количества достаточно, чтобы уровень загрязнения в городе регулярно превышал ПДК в несколько раз. Иногда ситуация больше похожа на геноцид, когда концентрация вредных веществ превышает нормы в десятки раз. И кто несет за это ответственность? Никто. Людей можно травить чем угодно и сколько угодно.

За выбросы серы, по проведенным расчетам, \”Норильский никель\” заплатил в 2007 г. около 267 млн рублей штрафов. Если это пересчитать на людей, то получается по 1300 рублей в год на человека, или по 3,5 рубля в день. Вот такая у нас компенсация за жизнь в худшем месте на Земле. Добавлю, что в Норильске на одну только окраску фасадов, \”озеленение\” и асфальт во дворах уходит 450 млн. рублей, причем все это очень быстро портится благодаря кислотным дождям и суровому климату. Да и штрафы-то платятся в бюджет, а конкретные люди, которых в буквальном смысле травят, на деле не получают за это ни копейки.

Эти цифры совсем не смешны, а такое отношение к экологии – это прямой путь к уничтожению нашего населения. Вполне легально можно построить заводы по выбросу диоксида серы рядом с крупнейшими городами России, а затем до смерти  чего заплатить в казну где-то по 100 млн. рублей штрафов за крупный город. Итого. За несколько миллиардов доотравить население, послелларов можно легально уничтожить всё население страны. Скажите, это ли не угроза нашей стране? Нашим людям? Или, может быть, уничтожение города не за 1-2 дня, а за 10-20 лет – это уже не преступление? Мне кажется, что такой подход – это свинство со стороны государства, особенно по отношению к людям, которые в силу обстоятельств вынуждены в таких условиях жить.

Почему у нас Путин может разрешить загрязнять Байкал одним своим росчерком? 
Более того, делать это вообще безнаказанно и без каких-либо штрафов! Я понимаю, что речь идет о сложной экономической ситуации в прилегающем к комбинату городе, но для чего тогда вообще существуют законы о защите окружающей среды и всевозможные нормы, если все меняется по воле одного единственного человека? К слову, даже не президента. Если же это был вынужденный со стороны государства шаг, не стоило бы в таком случае, например, провести национализацию, раз собственник Дерипаска не в состоянии справиться с ситуацией лично? Или, хотя бы, законодательно (или на условиях договоров) установить сроки решения проблем сброса отходов в Байкал?

Конечно, экологию в таких городах, как Норильск и Челябинск, быстро не исправить. Но не пора ли хотя бы с чего-то начать? В моем понимании, столь катастрофический вред окружающей среде и здоровью людей должен быть уголовным преступлением, а законы, нормы и ответственность в сфере экологии должны быть жестко закреплены, настолько, чтобы их нельзя было так просто изменить по чьему-либо желанию, пусть даже Путина. Я верю, что только драконовские штрафы и значительное ужесточение законодательства может сподвигнуть собственников провести модернизацию производства и внедрить прогрессивные методы очистки для снижения вредных выбросов. Но сегодня намного выгоднее зарабатывать миллиарды на чужом здоровье, и при этом заявлять, что деньги потом пойдут на благотворительность.

Разве не должны жители столь загрязненных городов получать значительные компенсации от тех, кто в прямом смысле травит им жизнь? Или хотя бы иметь возможность оплатить дорогостоящее лечение, когда бесплатная медицина бессильна? Не должны ли дети, родившиеся в таких городах, иметь хоть какие-то дополнительные возможности уехать оттуда?

Может быть, Дмитрий Анатольевич, это как раз тот случай, когда нужно провести модернизацию и применять инновационные технологии? Все-таки речь идет о реальных человеческих жизнях, а также о том будущем, которое достанется нашим детям. Если же Вы считаете, что можно еще немного потерпеть, что ситуация не так плоха, то, может быть, есть смысл построить резиденцию президента в Норильске, а Вам туда переехать на следующие два года? Уверен, что в таком случае Вы быстро передумаете и найдете решение для подобных проблем.

alt

alt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *