ЛИЦОМ С ВОСЬМОГО ЭТАЖА
Влад висел вниз головой за окном восьмого этажа, за ноги его держал старший брат Стас. «Спайс» — травяную смесь, продающуюся в Казани на каждом углу, — они купили за 400 рублей: покурили… Понравилось.
«Пойдем еще возьмем», — сказал Влад и направился к балкону.
«Ты куда, дверь не там», — удивился брат, но Влад возразил: «Голос зовет туда», — и уверенно перегнулся через подоконник…Эту страшную картину — брат, рыдая, держит брата, а через несколько секунд 21-летний студент 3-го курса Казанского технического университета Влад Антонов (мамина и папина радость, участник всех КВНов, грандиозные планы на будущее) лицом падает на бетонный козырек — бесстрастно снял очевидец (видео было показано по республиканскому ТВ, люди с крепкими нервами могут увидеть его на нашем сайте). Стас в шоке рассказал милиции, что модную «дурь» они с покойным Владом пробовали впервые…
«Спайс» (Spiсe), он же «Юкaтан» (Ucаtan-Fire), он же «Зум» (Zoom), он же «Гидра» (Gidra) — всего более двадцати торговых марок курительных смесей. Эта беда появилась в нашей стране два года назад, широкое распространение получила весной 2009-го.
Толпы наркоманов в тесных двориках, где как по команде открылись яркие палаточки с надписями «Благовония». Суженные или расширенные зрачки, без перерыва подъезжающие джипы — по интенсивности наркоманская «движуха» напоминала героиновую волну конца 90-х, когда скверы были завалены шприцами. То поколение скололось, вымерло целиком, и у многих было ощущение перемены: казалось, новые молодые не хотят покрываться язвами. Но появился «Спайс»…
— Берите «Джан-раш» — легкий, как марихуана, — говорит продавец палатки в Казани. — «Нирвана» поинтереснее, эффект «качелей»: возьмет — отпустит, до суток держит, на слабый организм не советую…
Лицо у парня лоснящееся, глаза, как вынутые из банки маслины. Вокруг ходят люди, но вид «употребившего» их не смущает, как и цветные пакетики из фольги на витрине прямо над куклами Барби.
Он прячет мои деньги. Весной, когда никто еще не разобрался в теме, продавцы еще и выбивали чек.
Как все это может быть?
— Запрещенных веществ в образцах не обнаружено, — отвечали сотрудники Госнаркоконтроля корреспондентам «КП», обрывавшим телефоны этой организации в Кирове, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре.
Журналисты ужасались:
— Ну это же «дурь», вы понимаете?!
— Была проведена экспертиза. Мы ничего не можем.
В Нижнем опера сгребали на дискотеках явно находившихся в состоянии наркотического опьянения подростков, результат экспертизы — чисто. В Казани водитель явно под кайфом «собрал» в аварии десять машин, стали проверять — стандартные тесты выдали нули…
Это, кстати, особо подчеркивается при продаже: можешь употреблять хоть за рулем, никто ничего не докажет. И есть такие, кто употребляет…
Мы не нагнетаем ситуацию. Так, как мы описали, события разворачиваются не везде: за Уралом пока чисто, да и в европейской части России, от Мурманска до Краснодара, «Спайс» продают больше с помощью расклейки объявлений или через Интернет. Явно и нагло торговля вылезла почему-то в Поволжье, Ижевске, Уфе.
БЕССИЛИЕ ЧИНОВНИКОВ
Вместе с заместителем начальника ФСКН (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков) по Республике Татарстан Валерием Абдуллиным я еду на оперативное совещание межведомственного штаба.
Валерий Равильевич печален. Штаб в конце июля организовала вице-премьер правительства республики, много лет курирующая тему наркотиков: проблема, до тех пор обсуждаемая в кабинетах, выплеснулась тогда в республиканских СМИ, и надо было как-то реагировать. Ведомство Абдуллина госпожа вице-премьер, следуя формальной логике, назначила ответственным.
— А как раз у нас методов — ну никаких. Изымать товар — на каком основании? Предприниматель на любом суде докажет, что наркотических средств там не было. Милиция вон ходит — за отсутствие кассового аппарата этих предпринимателей штрафует… Подручными средствами проблему решают, цепляются к чему только можно. Роспотребнадзор с ними ходит: придирается, есть ли на упаковке информация о составе смеси, переведена ли на русский… Мы пытались хотя бы свой спецназ им придавать — не выходит. Госнаркоконтроль заложником ситуации оказался: все гневные обращения — к нам, а компетенции-то нам не дали…
Кабинет первого заместителя руководителя Роспотребнадзора республики Митхата Каримова; лица санитарных врачей кислые.
— Два месяца работаем, — грозно начинает хозяин, — а результат нулевой. И у вас нулевой (кивок в сторону замначальника ФСКН Абдуллина. — Авт.), и у нас нулевой.
— Только у МВД все в порядке, — перекидывает мяч Абдуллин.
Замначальника ОРЧ-4 (подразделения МВД, работающего по наркотикам) Алексей Завгороднев расплывается в улыбке: за день его опера под любым предлогом закрывают по 15 точек.
— Но как закрывают? — уточняет милиционер. — Сегодня по ним отработали, завтра опять торгуют…
Со слов продавцов, доход от торговли «Спайсом» — 3000 процентов (это не описка: три тысячи процентов, а вначале, когда точек было мало, было семь тысяч триста процентов). Что с этих высот четыре-пять тысяч рублей штрафа?
Докладывает сотрудница Роспотребнадзора:
— Приходим на точку, продавец: «Я первый день, ничего не знаю». Сотовый предпринимателя не дает, а если дает, тот после первого звонка трубку не снимает…
Роспотребнадзор вляпался в эту историю с легкой руки своего руководителя, Главного государственного санитарного врача Онищенко. В апреле 2009-го, когда «Спайс» только начал рывок на рынке, Геннадий Григорьевич издал постановление «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей», где черным по белому написал, что в смесях «Спайс», «Эксцесс» (Exses), состоящих из гавайской розы, шалфея предсказателей и голубого лотоса, обнаружены психотропные и наркотические вещества, в связи с чем продажа данных смесей запрещается, регионам принять меры к изъятию.
Региональные санитарные врачи пошли изымать и убедились, что смесей указанного состава в продаже нет. На этикетках — красный клевер, мята, кукольник индийский и вся ботаническая энциклопедия. Люди травятся этой ботаникой точно так же, как запрещенными тремя травами, но оснований изымать товар нет… Постановление оказалось мертворожденным.
Больше ни одно ведомство документов по «Спайсу» не издавало. И Онищенко не издавал: 1 мая 2009 года в силу вступил 294-й Федеральный закон, который сделал усилия Главного государственного санитарного врача бессмысленными. Документ гласил, что любые органы могут теперь проверять предпринимателя только с санкции прокуратуры…
Это тоже обсуждается в штабе.
Замначальника ФСКН Абдуллин:
— У нас много оперативной информации, где идет продажа. Мы сами реализовать ее не можем — скидываем адреса Роспотребнадзору. А когда они пытаются получить санкцию, прокуратура требует сообщить ИНН и ОГРН предпринимателя (сведения о регистрации в налоговом и финансовом органе. — Авт.)! Откуда у нас эти данные? Нам же просто люди по телефону доверия сообщают! Запрашиваем налоговую: отказ, информация не разглашается. И как?
Преодолеть межведомственное непонимание не удается; решают просто действовать через милицию, которая может «шмонать» предпринимателей в обход странного закона.
…Осатанев от такого бюрократического бессилия, мэры Набережных Челнов, Елабуги, а также находящейся в соседней Нижегородской области Выксы просто ударили кулаками по столам и сказали: «Что? Кто?! Не будут торговать!» Административного ресурса оказалось достаточно: со всеми арендаторами провели беседы и пригрозили небом в алмазах. Помогло…
— Открытая торговля по этим городам прекращена на 90 — 100 процентов, — информирует представитель МВД. — Зато пошли курьерские продажи: через объявления на столбах, социальные сети. Проблема загоняется вглубь…
И тут же рассказывает, что его опера конфисковали три автомата: «Спайс» продается в них, как презервативы или шоколадные батончики, путем вставления купюры в прорезь. А еще, по его информации, скоро пойдут не смеси, а чаи, угадайте, где их будут продавать…
Сотрудники Роспотребнадзора стонут. Видимо, угадывают: в обычных гастрономах.
КАК ПСИХИАТР СТАЛ ЯЩЕРИЦЕЙ
Нюхаю эту дрянь. Резкий абрикосовый запах, но на вид — травка и травка. Может, попробовать?
Тут же немеет язык и тяжелеет голова; я чуть не падаю под сочувственными взглядами.
Вот это да…
— Я пробовал, — говорит психиатр-нарколог с 27-летним стажем Рустэм Валиуллин. — Я вообще все пробовал, кроме ЛСД, — чтобы понимать. Продавцы «Спайса» говорят, что это легальный аналог марихуаны: это неправда. По моим предположениям, в половине смесей — что-то вроде грибов, они вызывают небольшие галлюцинации. У меня, например, «провалился» пол — не очень страшно. Но во второй половине пакетов — синтетика, и это опаснее, чем героин. Это цепляет (вызывает зависимость. — Авт.) с первого раза.
Рустэм ставил на себе эксперимент дома: полулежал на кровати, обняв жену. На всякий случай попросил ее быть рядом.
— Я затянулся… А выдохнуть уже не могу. Паралич дыхательных путей, с первой затяжки. А рука у меня перед глазами, и я вдруг вижу, что ногти заостряются…
То, что он не может дышать, Рустэма уже не очень волновало: он увидел, как сквозь кожу кисти пробивается зеленоватая чешуя. Она быстро распространялась, вскоре и по лицу прокатилась волна: оно покрылось хитиновыми щитками. Психиатр понял, что стал чем-то вроде ящерицы, перевел взгляд на жену — чешуя плавно перетекала на тело женщины. «Заразил!» — пронеслось в голове. Мысли о том, что это галлюцинация, даже не возникало…
Жена потом рассказывала, что он говорил что-то вроде: «Передай людям, что это пробовать НЕЛЬЗЯ».
Заботился о человечестве в тот момент, когда считал, что с ним самим покончено…
Рустэма спасли.
Гораздо меньше повезло казанскому предпринимателю Анвару. Он закурил «Спайс» во дворе своего коттеджа (впервые, до сих пор баловался марихуаной) и увидел у себя за спиной двух людей в черном. Попытался уйти — «черные» пошли за ним. Успел крикнуть жене: «Скорую» вызывай!» — и стал «проваливаться под землю»…
36-летний мужик две недели пролежал в реанимации, врачи констатировали резкий скачок артериального давления; это случилось через пять минут после употребления. Теперь у Анвара выпадает память; психиатр Валиуллин говорит, это признак повреждения мозга.
— Я думаю, «Спайс» — генетическое оружие: неизвестно, как он повлияет на репродуктивную функцию, а ведь «садятся» на него молодые. И как умно их «сажают» — при продаже предупреждают: «Только не «лишкуйте» — видимо, для того, чтобы у людей не возник страх, какой теперь есть у меня…
В больницах Нижнего Новгорода и Татарстана (по другим регионам просто нет данных) — уже более пятидесяти пациентов с отравлениями «Спайсом», и это только те, которые признались, что употребляли. Клиническая картина: рвота, судороги, высокое давление, сердцебиение, коматозное состояние. Четверых отравившихся девятиклассников — двоих мальчиков и двух девочек — в Нижнем увезли в реанимацию прямо с порога 143-й школы, где их обнаружили одноклассники!
В наркодиспансере Набережных Челнов — четыре «спайсовых» психоза (вызванного наркотиком помешательства). Больной, покурив, устроил дома погром, а потом резал себя; диагноз — «психоз шизофрении».
Доказанная смерть одна — тот самый Влад, который вышел из окна, но в Нижнем был свой «Влад»; парень выжил только потому, что здесь этаж был второй, а сам «летун» оказался легкоатлетом из Школы олимпийского резерва.
По данным Роспотребнадзора Татарстана, летально заканчивается каждое второе отравление «Спайсом».
РАЗГАДКА
Что же такое в этих пакетиках?
Эксперт ФСКН Татарстана Сергей берет купленную мною «дурь», заливает хлороформом и кипятит на плитке: полученный экстракт заливает в специальный прибор, который раскладывает смесь по веществам и распознает их. Именно так определяется, принес оперативник с задания наркотик или еще что…
Пока ждем результата, Серега рассказывает, что пережил за эти два года, когда опера стали таскать еще никому не известные яркие упаковки.
— Ставят задачу: «Есть наркотик?» Даю заключение: «Нет наркотика» (имеется в виду — вещества, признанного наркотиком в РФ. — Авт.). Год, наверное, прокатывало: наши вздохнут с облегчением и живут дальше. Потом приперло. Спрашивают: «А ЧТО там есть?» А как я им отвечу? Да, я вижу вещество, вызывающее наркотический эффект, но в банке данных прибора его нет! Название неизвестно. Я в принципе могу его синтезировать, но это ж какие затраты…
В общем, то, что произошло дальше, в справках ФСКН теперь описывается умной фразой «Из неофициальных источников нам стало известно…», но на самом деле Серега просто влез в Интернет.
Где оказалось все. И то, что вещество JWH-018 (химическая формула 1-пентил-3-(1-нафтол)-индол) было синтезировано химиком Джоном Уильямом Хоффманом (John W. Huffman, отсюда аббревиатура JWH) в лаборатории Клемсона, США. И его свойства. Был даже порядковый номер в общепринятом международном реестре химических соединений!
То есть вещество можно совершенно легально заказать себе домой с курьерской почтой через Интернет, цена вопроса — 10 тысяч долларов килограмм. В России ведь оно не запрещено! И не запрещено в Китае, откуда, по оперативным данным, идут к нам курительные смеси (JWH-018 синтезируют в тамошних лабораториях и напыляют на травы).
Наркотиком JWH-018 признали только Франция, Германия, Швеция и Австрия.
Анализ готов: на экране прибора — ломаная линия.<<br />
— Вот он, — показывает эксперт мышкой, — JWH-018.
ПРЕСТУПНОЕ ПРОМЕДЛЕНИЕ
Дано: от легально завозимого в Россию вещества умирают люди; умирают уже, видимо, десятками.
Любой химик знает, что это за вещество и как оно называется (и в МВД Татарстана, и в других субъектах Федерации вывод эксперты сделали однозначный).
ФСКН Самары, Татарстана и, возможно, других регионов отправили своему начальству доклады с просьбой как можно скорее включить вещество в официальный Перечень наркотических средств, потому как мочи же нет!
А в ответ — тишина…
Да, директор ФСКН РФ не может самолично признать JWH-018 наркотиком: это имеет право сделать только правительство РФ, и только по представлению МВД или Мин-здрава.
Но директор ФСКН — председатель Государственного антинаркотического комитета! В который входят многие члены правительства и Главный государственный санитарный врач Онищенко в придачу! ГАК точно может выйти с предложением к правительству, тем более что тема «Спайса» на заседании уже звучала: Онищенко постарался. То есть все в курсе, по полной.
Так за чем же дело стало?!
Почему не назвать наркотик наркотиком и тем самым убрать его из киосков?!
Председатель фракции КПРФ Заксобрания Нижегородской области Владислав Егоров зло улыбается:
— Я разговаривал с человеком, который возит «Спайс». Люди, которые весной брали его в бизнес, говорили: «Есть полгода». Поразительная точность срока: именно теперь, через шесть месяцев, пошла очень конкретная волна: СМИ надрываются… Ведь эти торговцы даже бизнес не выстраивают: знают, что это ненадолго и надо хапнуть. Значит, они проинформированы кем-то, кто полномочен принимать решение? Я не могу иначе объяснить происходящее…
Егоров описывает пункт оптовой торговли «Спайсом» в столице: очереди из фур, «Газелей», каждый берет сколько может, некоторые коммерсанты — только с чемоданами.
Зараза отсюда идет по всей России, однако же в самой Москве «Спайса» НЕТ. Так и напрашивается мысль: может, кто-то специально «прикрыл» столицу, чтобы власти и федеральные СМИ не осознали проблемы?
Может быть, такие подозрения — всего лишь паранойя. Столкнувшиеся с проблемой регионы не знают, что и думать: кто говорит, что «Спайс» — суть теракт иностранных спецслужб, кто называет давно выпрашиваемый предпринимателями у государства, вымечтанный 294-й закон о проверках проплаченным продавцами «Спайса». Теория заговора хороша тем, что она объясняет все — но, может быть, дело всего лишь в извечной российской медлительности?
Ну так не спите, господа чиновники!
Потому что на могиле погибшего от «Спайса» Влада Антонова в селе Миннибаево лежит игрушечный оранжевый автомобильчик и плюшевый зеленый мишка. И дубы роняют коричневые листья.
британского правительства по борьбе с наркотиками Дэвид Натт заявил, что марихуана менее опасна для здоровья, чем алкоголь и даже сигареты, и что правительство поступает странно, включая ее в список запрещенных препаратов, но игнорируя при этом «традиционные» наркотики.
«Алкоголь занимает пятое место среди наиболее мощных наркотиков, уступая только героину, кокаину, барбитуратам и метадону, — сказал Натт во время публичного выступления. — Каннабис же, ЛСД и экстази, являясь вредными препаратами, занимают всего лишь одиннадцатое, четырнадцатое и восемнадцатое места в этой «табели о рангах».
За крамолу советник был уволен.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Аромасмеси убили 30-летнего нижегородца
Тем временем в Нижнем Новгороде появились новые жертвы аромамиксов. В минувшую пятницу здесь погиб 30-летний мужчина. Двое его товарищей попали в больницу в бессознательном состоянии. Произошло это в одной из нижегородских саун, где молодые люди отдыхали. Как стало известно, все они курили аромасмеси.
Всего же в токсикоцентр городской больницы № 33 за прошедшие выходные привезли более 10 нижегородцев, отравившихся курительными смесями.
Наталья ДЕРБЕНЕВА («КП» — Нижний Новгород»)
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
«Проблема есть. Она решается»
Мы разослали запросы во все федеральные ведомства, обязанные в случае появления нового наркотика оперативно реагировать на ситуацию.
Роспотребнадзор не ответил, пресс-служба в ответ на наши звонки просто бросала трубку.
Минздрав, который по закону должен внести правительству предложение включить JWH-018 в Перечень наркотических средств, объяснил, что подготовка этого документа — компетенция Роспотребнадзора.
Федеральная таможенная служба отрапортовала, что смеси, запрещенные Онищенко, с момента запрета границу не пересекали (то есть ее легально пересекают все остальные смеси, под запрет не попадающие).
ФСКН РФ ответила буквально: «Проблема есть. Она решается», — и довольно негативно отнеслась к огласке ситуации.
Ну да, конечно, лучше молчать…
По нашим данным, документ о запрете «Спайса» готов. Он проходит стадию согласований.
ЭТО ВОЙНА ПРОТИВ НАС ВСЕХ- против РОССИИ
ВСЕМ У КОГО ЕСТЬ СОВЕСТЬ, НЕ БУДЬТЕ В СТОРОНЕ.
Останови Барыгу — не дай убить твоих детей.