Кризис не снизил расходы на госуправление. За полгода содержание федеральных чиновников обошлось в 927 рублей на каждого россиянина (рост затрат составил 16,5%), региональных – в 711 рублей (+5,9%), подсчитала компания ФБК. Взятки и подношения чиновникам не учитывались.
«Фукционирование президента РФ в первом полугодии 2008 года стоило 2,97 млрд руб., в первом полугодии 2009 года – 3,65 млрд руб. Рост составил 22,9%», – говорится в обнародованном во вторник аналитическом докладе ФБК, посвященном теме «Сколько стоят чиновники? Расходы регионов в кризис».
Обеспечение работы правительства за январь – июнь 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года также подорожало – на 37,9% – и составило 1,37 млрд руб. Расходы на законодательную власть тоже увеличились, но гораздо скромнее – на 2,3% (3 млрд руб.). Примерно одинаковый рост расходов произошел на содержание судебной системы (17,8%, 41,67 млрд руб.), а также финансовых, налоговых и таможенные органов вместе взятых (15,7%, 81,79 млрд руб.).
«Наши подсчеты свидетельствуют, что фактические расходы на функционирование правительства за указанный период не снизились на 30%, как заявляли правительственные чиновники, а, наоборот, увеличились»,
– резюмирует автор доклада, руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Напомним, 21 августа вице-премьер Сергей Иванов в ходе совещания по вопросам формирования межбюджетных отношений в Нижнем Новгороде заявил, что на уровне федерации расходы на содержание госаппарата в этом году были уменьшены на треть.
Не отстают от федеральных чиновников и региональные.
По данным ФБК, расходы на госуправление в регионах в расчете на одного жителя страны выросли с 684 рублей в январе – июне 2008 года до 711 рублей в январе – июне 2009 года. Лишь 28 регионов снизили затраты на госуправление.
Наибольший рост расходов на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года показали республика Саха (Якутия) – на 34,4%, Ненецкий АО – на 34,1%, Новгородская область – на 33,9%. Регионы – лидеры по снижению расходов на чиновников: Башкирия – на 19,7%, Бурятия – на 16,9%, Татария – на 15%.
Министр экономики Татарии Марат Сафиуллин, приглашенный на презентацию доклада ФБК, признает, что стоимость принятия управленческих решений во многих министерствах республики не оптимальна. При этом вырос удельный вес зарплат в общих расходах на госуправление. Но урезать зарплату госаппарату никак нельзя, считает министр. «Из-за кризиса количество индикативных показателей, по которым регионы отчитываются перед центром, выросло до 600, превратившись в настоящий бумажный вал! Растет и бумажный, и электронный бумагооборот,» – говорит министр. По его мнению, целесообразно было бы оставить лишь три десятка показателей.
В Сингапуре, по словам министра, их и вовсе три – произведенная добавленная стоимость, количество новых рабочих мест и объем привлеченных инвестиций.
«А в России мы не с кризисом боремся, а бумагооборот наращиваем», – негодовал министр. По его словам, лишь 7–11% времени чиновники тратят на принятие управленческих решений. И до 80% уходит на «бюрократический футбол» – циркуляцию бумаг между ведомствами.
Наименьшие расходы на госуправление в первом полугодии были в Калужской области – 240,5 млн руб., наибольшие в Московской области – 6,9 млрд руб. Впрочем, более корректно будет сравнение Калужской и, например, Курской областей: в обоих регионах численность населения составляет немногим более 1 млн человек. Но и в этом случае затраты на власть в Курской области почти в 4 раза (881,3 млн руб.) больше, чем в Калужской.
В целом прирост расходов на госуправление за январь – июнь 2009 года на региональном уровне составил 3,8%, на федеральном уровне – 16,4%. Таким образом, федеральный центр по итогам первого полугодия выглядит гораздо менее скромным, чем регионы.
При этом федеральная власть призывает жить по средствам не себя, а именно регионы. На заседании правительственной комиссии в Кисловодске 10 августа премьер Владимир Путин призвал местные власти не раздувать бюджетные расходы. И попенял некоторым регионам за рост расходов на госуправление: в Магаданской области, по данным премьера, рост составил 38%, в Ингушетии – 30%, в Москве – 27%.
В ответ на эту претензию мэр Москвы Юрий Лужков во вторник заявил, что это ложь. «Ложь федеральных органов, которая была подложена премьер-министру», – заявил Лужков. По его словам, фактические расходы на содержание мэрии в 2009 году выросли всего на 3% по сравнению с 2008 годом.
«Вопреки кризису и бюджетному дефициту расходы на содержание чиновников будут не снижаться, а лишь расти. В последнее время власти уже прикидывают, как потратить дополнительные доходы от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на сырье. Понятно, что следует ждать увеличения госрасходов», – прогнозирует Николаев. Это объясняется спецификой поведения чиновничества. У российского чиновника психология временщика. «Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня», – говорит Николаев.
«При расчете нагрузки госаппрата на население надо учитывать не только официальные данные на содержание чиновников, но и неформальные», – добавляет аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин. Такие, как расходы, связанные с преодолением административных барьеров, исполнением обязательств по предоставлению отчетности, обеспечению проведения проверок и так далее, вплоть до противозаконных взяток и подношений.