С этим мифологическим персонажем знаком каждый. И в наши дни поговаривают о нашествии амазонок, потому что женщины играют всё большую роль в обществе. Но до сих пор так и не установлено, существовали ли амазонки на самом деле, или это было мифом, придуманным греками.
Амазонки — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Видимо, зарождавшийся античный мир, созданный и расширяемый древними греками, сначала соприкоснулся, а затем и столкнулся с уходящим миром матриархата, где правили женщины. И этот мир поразил древних греков настолько, что отразился в их мифологии, легендах и сказаниях.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.
В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.
Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.
Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
Утверждение о том, что у амазонок существовал обычай выжигать левую грудь для того, чтобы было более удобно стрелять из лука неверно хотя бы потому, что не существует ни одного изображения безгрудой амазонки. На всех керамических вазах и фресках древнегреческих мастеров они представлены абсолютно здоровыми крепкими женщинами без каких-либо увечий. Вооружение амазонки составляют лук, стрелы, боевой топор, лёгкий щит и шлем. Обязательным спутником у амазонки является конь, при этом на одних вазах наездницы изображены обнажёнными, на других – в одежде скифов (штанах).
История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.
Любимый сюжет в греческих мифах – сражения героев с амазонками. Например, на помощь осаждённым троянцем пришли амазонки (это описано в «Илиаде»). Как всегда, они бесстрашно сражаются против греков. Ахиллес убивает царицу амазонок, после чего с восхищением обнаруживает, что это была женщина. Когда Терсит начинает острить по этому поводу, Ахиллес его тоже убивает. Часть амазонок была взята в плен, но ночью воительницы подняли восстание и уплыли на украденном корабле.
С амазонками связан девятый подвиг Геракла. Герой отправляется к ним за легендарным поясом царицы Ипполиты, считавшимся символом отваги и всех лучших качеств воина. Амазонки встречают Геракла дружелюбно, и он понимает, что все ужасы, рассказываемые про амазонок лишь сказки. Из уважения к великому герою воительницы хотят отдать пояс без боя, хотя для другого они вряд ли сделали бы такое исключение. Но богиня Гера, ненавидящая Геракла, насылает на амазонок безумие. Герой вынужден убивать их ради спасения собственной жизни. Сняв пояс с мёртвой Ипполиты, он в спешке уплывает на корабле домой.
Амазонки играли большую роль в мифах. Своей жестокостью, бесстрашием, нечувствительностью к боли они наводили ужас на все соседние племена. Сражались амазонки до конца, поэтому победить их можно было, только убив всех. Понятно, что плену амазонки предпочитали смерть на поле боя. В греческих мифах они предстают не только как отважные воительницы, но и как гостеприимные хозяйки.
Свое название амазонки («безгрудые») получили гораздо позже, окончательно оно утвердилось за ними в Южной Америке. Однажды испанцы вступили на территорию племени, которое, как оказалось, подчинялось амазонкам, и местные призвали амазонок на помощь. Амазонки бились против испанцев в первых рядах и проявили беспримерную храбрость и выдающееся воинское искусство. Взять в плен хотя бы одну из них, чтобы показать испанским Католическим Величествам, так и не удалось, как и завоевать страну. А страна эта получила название «Амазония» и река – «Амазонка». Название «Бразилия» появилось потом на основе старокельтских легенд о сказочном острове «О Бразил», острове счастья, населенном женщинами.
Упоминания об амазонках встречаются в легендах и мифах многих народов мира как отзвук древнего матриархата. В этих легендах и мифах амазонкам приписываются многие качества и свойства, большинство которых, впрочем, не нашло исторического подтверждения. Например, передавали, что амазонкам прижигали одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Молодой девушке не разрешалось заводить ребенка до тех пор, пока она не убьет первого врага. Только после этого она становилась полноправной. Как воины амазонки отличались бесстрашием и жестокостью. Поэтому их сравнительно небольшие, полудикие племена наводили какой-то мистический, стихийный ужас даже на крупные города – мегаполисы. Участвовавшие в боях с ними воины-мужчины рассказывали, что победить их можно, только убив всех до одной. Такие же легенды существовали и у персов.
Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.