Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой.
Буксир «Краснотуранск» Енисейского пароходства забирает баржу с контейнерами из судовой камеры судоподъемника в верхнем бьефе плотины Красноярской ГЭС (Красноярское море)
Обычно, для преодоления судами ГЭС строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда из верхнего бьефа в нижний. Но в случае с Красноярской ГЭС решено было строить не шлюзы, а судоподъемник. Почему?
Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу – скалы, на правом – город Дивногорск, долина реки Маны… По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот – в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).
Тогда родился вот такой проект. В итоге, судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину. Общая длина пути – полтора километра.
Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.
В советское время подъемник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховье Енисея, из Хакасии.
Тип судоподъемника – продольно – наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем – 6,5 м.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
Способ транспортировки судов – на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м
Максимальный напор — 98,0 м
Грузоподъемность расчетного судна — 1500 т
Судовозная камера:
– полезные габариты -длина — 90,0 м
– ширина — 18,0 м
– глубина — 2,2 м
– общие габариты -длина — 113,0 м
– ширина — 26,0 м
– максимальная высота — 20,0 м
– масса камеры (без воды) — 4500 т
– с водой и судном — 8100 т
– привод — электрогидравлический
– количество тележек — 78 шт.
– количество опорных колес и гидромоторов — 156 шт.
Поворотное устройство:
– диаметр — 106,0 м
– угол поворота -140о
Судовозные пути:
– ширина колеи — 9,0 м
– общая длина — 1510,0 м
– продольный уклон — 1:10
Скорость передвижения из одного бьефа в другой – 20 метров в минуту.
Комментарий от пресс-службы Енисейского речного пароходства на нашем форуме при обсуждении данного сооружения.
«…Насчет экономической эффективности подобного сооружения (зачем его вообще нужно было строить).
Вообще-то, дело происходило в совсем другой стране, с другим уровнем развития экономики, другим типом хозяйствования, и главное, в стране с существованием долговременных планов и мощных инвестиций в промышленность.
Поэтому в принятии решения о строительстве специального сооружения по преодолению судами плотины Красноярской ГЭС (для Саяно-Шушенской же, например, не строили ничего) сыграли роль следующие главные факторы:
1. Существовавший в то время интенсивный грузопоток между центром и югом Красноярского края, связанный с активным промышленным развитием, развитием с/х и пр. В те годы суда Енисейского пароходства проходили плотину круглосуточно!
2. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС. И дело там было не столько в доставке разнообразных грузов, необходимых для столь обширного строительства, сколько в рабочих колесах турбин для этого гидроузла. Они большие, а производство их весьма высокотехнологично. Строили их, как и для Красноярской ГЭС, в Ленинграде. На железнодорожном или автомобильном транспорте они перевозятся только в разобранном виде (иначе снесут все опоры по Транссибу…
Но, если для Красноярской ГЭС Енисейское пароходство без особых проблем доставило сей негабаритный груз (Севморпуть-перегрузка-Енисей), то с Саяно-Шушенской уже возникла проблема. Поэтому оставалось два варианта:
Для сварки, термообработки, монтажа и пр. рабочих колес турбин Саяно-Шушенской ГЭС создавать специальное высокотехнологичное машиностроительное производство рядом со строящейся станцией.
Строить судоподъемник для прохода Красноярского гидроузла.
Понятно, что второй путь оказался в итоге дешевле и эффективнее, чем создание «разового» машиностроительного производства у подножья Западного Саяна.
Ну и немного по стоимости использования судовладельцами этого уникального сооружения на Енисее.
В период активной навигации на верхнем Енисее (с 3 сентября по 3 октября) подъем судна в Красноярском судоподъемнике для всех судовладельцев вообще бесплатный.
В межнавигационный период стоимость подъема договорная и зависит от характеристик судна. В среднем перевозка из одного бьефа плотины в другой стоит около 63 тысяч рублей.
Впрочем, из около 450 судовладельцев на Енисее, регулярно пользуются Красноярским судоподъемником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их на Красноярском море….»
Я сначала подума, как он назад не скатывается, рельсы всё таки, а там зубчатая рейка))
это уже давно на лоле было
ссылку предоставьте, пожалуйста
я тоже не помню, чтобы это было на лоле О_о
Было-было, http://lol54.ru/2007/12/11/vot-jeto-lift.html но и по-новой было интересно прочитать.
Это не одна и та же новость, здесь хоть пояснения есть и не мало))
Боянщики)))
действительно было, но там без описания и информации
Я там бывал,и сам всё видел,зрелише обалденное)))), город Дивногорск,Красноярский край.
По-старому не интересно-нет подписей и описания.
Новость намного лучше если она содержит коментарии к фото.
большая штука какая….
Смотрел по ящику как-то — классно, впечатлило. СПС.
да хренли это описание?! спорите тут \"баян не баян\"=))) Конечно баян, да еще какой… а описание очень нудное и бесполезное, происходящее сперва непонятно, а потом вырисовывается ясная картина….так что в жопу описание такого рода даешь видео ролик с комментариями аля \"Как это работает?! о_О\"!=))))
моя мечта увидеть это в живую, и работать там тож не отказалась бы…
Блин какая страна была… жесть… и что стало