Эбола – вирусное заболевание, смертность при котором составляет в среднем 60–65%, но может достигать 90%. Впервые вирус был выявлен сравнительно недавно – в 1976 году, в Конго и Судане. Последняя эпидемия началась в феврале 2014 года и стала самой крупной в истории. Зараженных около двух тысяч, погибших – более тысячи.
Вакцины против вируса нет. На фоне нарастающей угрозы американские фарм-компании разработали несколько экспериментальных препаратов, которые сейчас тестируются на заболевших.
Хороших моментов два: небольшой инкубационный период – зараженный человек не успеет далеко уехать и распространить вирус; а во вторник агентства сообщили, что состояние трех африканских врачей с диагнозом лихорадки Эбола, проходящих лечение экспериментальной вакциной ZMapp в Либерии, заметно улучшилось. Кроме того, до сих пор эпидемии заканчивались так же внезапно, как и начинались. Есть надежда, что и на этот раз она сама собой прекратится.
Стоит ли бояться Эболы? Пока нет. Вирус передается при близком контакте с зараженным, с его кровью или продуктами выделения, однако были зафиксированы единичные случаи его передачи воздушно-капельным путем, и есть реальная опасность того, что Эбола в какой-то момент мутирует и сможет передаваться с легкостью гриппа.
Мы подобрали ещё несколько патогенов, которые на первый взгляд не так жутко выглядят и не так быстро убивают, однако нанесли человечеству за короткий период куда более серьёзный урон.
Человек, зараженный Rabies virus при отсутствии лечения умрет с вероятностью сто процентов. К счастью, еще в 1885 году Луи Пастер успешно разработал вакцину против этого заболевания. Есть, однако, проблема: вирус передается через слюну при укусе зараженным животным, например, собакой или летучей мышью, и в последнем случае человек может не заметить, что его укусили.
За последние столетие угроза заболевания в развитых странах значительно сократилась, тем не менее всего в мире, по данным ВОЗ, от бешенства ежегодно умирают 55 тысяч человек, в основном в странах Азии и Африки.
Благодаря эффективной терапии смертность от вируса иммунодефицита человека резко сократилась еще в середине 1990-х годов, тем не менее в 2012 году в мире от осложнений СПИДа умерло примерно 1,6 млн человек. Вакцины против этого вируса не существует. Всего с момента выявления СПИДа в 1981 году ВИЧ унес жизни 36 миллионов человек.
Хорошая новость состоит в том, что сегодня в развитых странах люди с ВИЧ живут столько же или почти столько же, сколько здоровые. Конечно, при условии правильной терапии средняя продолжительность жизни ВИЧ-положительных мужчин в США составляет 77 лет.
Грипп вроде совсем не опасное заболевание, однако каждый год представители рода Influenza убивают куда больше людей, чем эбола. По оценкам ВОЗ, от всех вариантов вируса во время сезонных эпидемий в мире ежегодно умирают от 250 до 500 тысяч человек, а в некоторые годы число смертей может достигать миллиона.
Вирус берет не умением, а числом. Девять из десяти человек без проблем вылечиваются, однако вирус легко передается и плохо переносится в пожилом возрасте; таким образом, количество умерших остается достаточно высоким. Кроме того, у вируса гриппа очень много разновидностей, они постоянно мутируют, поэтому сохраняется опасность, что появится новый, особо смертоносный штамм, к которому человечество не сразу успеет разработать вакцину.
Так, в 1918–1919 годах во всем мире от испанки, то есть эпидемии гриппа A/H1N1, погибло не менее 50 миллионов человек, или 2,5% населения Земли, таким образом, вирус унес жизней больше, чем Первая мировая война. Когда ученые исследовали геном и строение A/H1N1, выяснилось, что вирус почти ничем не отличается от современных обычных гриппов – просто у современного человека есть к нему иммунитет.
Если грипп опасен для стариков, то эта болезнь специализируется на детях. Более ста миллионов случаев гастроэнтерита, вызванного ротавирусами, фиксируется каждый год на планете. Подавляющее большинство заболевших это дети до пяти лет. При отсутствии правильного лечения большая часть малолетних больных в развивающихся странах умирает от обезвоживания. Общее количество жертв составляет от 600 до 900 тысяч ежегодно.
Есть две вакцины против ротавирусов, однако опасность заключается в том, что у взрослого болезнь может протекать в виде небольшого кишечного расстройства, поэтому инфицированный человек может не догадываться о том, что он болен. Часто заболевание протекает и вовсе бессимптомно. Вирус передается в основном через еду. Соответственно, в течение 3–5 суток обязательно заболевают и дети.
Распространяемые через укусы комаров лихорадка денге, лихорадка Западного Нила и желтая лихорадка убивают более 50 тысяч человек по всему миру каждый год. (Малярия, которая также распространяется комарами, вызвана не вирусом, а одноклеточным паразитом, и убивает больше миллиона человек в год.)
По данным ВОЗ, около 2,5 млрд человек на планете подвергаются риску подцепить от москитов лихорадку денге. Эта болезнь характерна для отдельных районов Южной Америки, Мексики, Африки и Азии и в целом не очень опасна, однако геморрагическая разновидность болезни – смертельно опасная инфекция.
Еще более опасна желтая лихорадка, которая чаще всего поражает людей в Латинской Америке и Африке. Около 15% заболевших умирают, что составляет около 30 тысяч смертей во всем мире.
Лихорадка Западного Нила может быть не так пугающа, однако последнее время вирус нередко поражает жителей Средиземноморья и США, в итоге болезнь унесла в этих странах около двух тысяч жизней.