В ближайшие несколько месяцев будет, похоже, окончательно преодолён следующий этап создания федерального оператора — объединение ресурсов Tele2 и «Ростелекома», а также назначение управляющей команды. Понятно, что этот процесс будет весьма непростым, имеются также определённые юридические сложности, но при наличии политической воли все эти преграды будут сняты. Собственно, отступать уже и некуда. Лицензия MVNO, по сути, сводится к разрешению компании использовать существующую инфраструктуру другого оператора, но продавать услуги под собственной маркой. Только таким образом сегодня можно быстро «заходить» в новый регион и начинать предлагать услуги достойного качества. Строить инфраструктуру с нуля долго и дорого. Но подобная лицензия не даётся «авансом». Для её получения необходимо заключить соглашение с партнёром — владельцем сети связи и разработать схему взаимодействия. В качестве такового «Tele2 Россия» уже указала «Ростелеком».
В принципе идея создания госоператора сотовой связи ожидаема и логична. Очевидно, что в настоящее время многочисленные мощности и ресурсы «Ростелекома» используются неэффективно. Его дочка «Скай Линк» ощутимой доли на столичном рынке нарастить не смогла. Региональные проекты «Ростелекома» также оказались большей частью весьма скромны. В условиях, когда для государства присутствие в IT-секторе стало стратегической задачей, о приватизации неэффективно используемых, а значит — заведомо недооценённых объектов речь не идёт. Да и смысла в этом нет — уходить из высокодоходного сегмента услуг в сфере связи откровенно странно. Показательно, что «Tele2 Россия», контролирующая всего лишь 10% потребителей услуг сотовой связи страны, обошлась госбанку ВТБ в 2,4 млрд долларов. При этом частные операторы «большой тройки» были готовы предложить больше.
Успех проекта, естественно, зависит от работы управляющей команды четвёртого оператора. Оценить её достижения можно будет через год-полтора. Но план ближайших действий управленцев предсказать несложно. Новой компании предстоит стремительно наращивать абонентскую базу. В первую очередь в Москве, где потребители сотовой связи более охотно потребляют дорогие дополнительные услуги — мобильный интернет, роуминг и прочее. Путь для этого один — ценовой демпинг. Бороться за абонентов будет несложно. Не секрет, что нынешние лидеры рынка — МТС, «Мегафон» и «ВымпелКом» (так называемые операторы «Большой тройки») — уже давно жёстко не конкурируют друг с другом. Достаточно изучить текущие тарифные планы всех трёх компаний, чтобы убедиться, что особого выбора у потребителей нет. При этом тарифы в Москве как минимум на 20% выше, чем в других регионах страны. Так что, чтобы создать выгодное предложение, новому оператору фактически даже не придётся работать ниже рентабельности.
Предпосылки для сманивания абонентов «большой тройки» также уже созданы. Как раз к выходу нового оператора поспело вступление в силу многострадального законопроекта об отмене «мобильного рабства». Уже с 1 декабря технология сохранения номера при смене мобильного оператора заработает в тестовом режиме, а с весны 2014, похоже, уже в полноценном.
Естественно, с наскока взять «большую тройку» не получится. Уже с 2014 года может вступить в силу законопроект об ограничении продаж SIM-карт. Он уже одобрен Госдумой в первом чтении. В соответствии с этим документом уличная продажа симок будет почти полностью запрещена. Официально это делается для борьбы с мошенничеством, но фактически прямо играет на руку «большой тройке». Сейчас эти компании уже имеют широкое офисное покрытие и по Москве, и по России в целом. А вот новому игроку зазывать потенциальных абонентов будет куда тяжелее.
Таким образом, экспансия четвёртого оператора (набор абонентской базы) затянется на год-полтора. И это время действительно станет вполне дружественным для потребителей. Снижение цен, например, для жителей столицы составит минимум 15%.
Но вот сколько выиграют граждане стратегически от появления нового игрока — пока не очевидно.
Дело в том, что несколько лет назад, когда федеральным оператором стал «Мегафон», ситуация разворачивалась примерно аналогичным образом. Первые 1,5–2 года компания активно наращивала абонентскую базу и демпинговала. Однако со временем она стала проводить ту же политику, что и два её былых конкурента, «ВымпелКом» и МТС. Выгодные тарифы, на которые оператор «подманивал» пользователей, были пересмотрены, а некоторые — отменены.
То есть возможно, что через два года «Большая тройка» попросту превратится в «большую четвёрку». Можно не сомневаться, что тарифы на услуги всех четырёх компаний загадочным образом снова станут весьма близкими. Это неизбежно — долгая ценовая конкуренция никому не выгодна.
В данной ситуации многое зависит от того, как поведёт себя ФАС. Не секрет, что в последние несколько лет наибольших успехов в разоблачении картельных сговоров антимонопольщики достигли как раз на рынке услуг сотовой связи и интернета. Показательно, что самым громким процессом ФАС за «пятилетку» стоит считать дело о снижении цен на международный роуминг. Сейчас служба в принципе успешно пытается бороться с SMS-рассылками, которые навязывают своим абонентам операторы и их партнёры.
Однако через два года всё будет уже иначе. Заметим, что ФАС весьма агрессивен в отношениях с частными копаниями — «большой тройкой», но смотрится достаточно «беззубо» в тех секторах рынка, где сильны позиции госкомпаний. Так, успехи службы в борьбе с ростом цен на нефтепродукты или завышением цен на авиаперелёты весьма скромны. К государственному сотовому оператору антимонопольщики волей-неволей также будут относиться с пиететом. Раз так, то и возврат средних цен на услуги «большой четвёрки» на уровень 2013 года потребители ощутят довольно быстро.