Советские артиллеристы пишут на снарядах «Гитлеру», «В Берлин», «По Рейхстагу». Дата съемки: май 1945 года.
Погрузка раненных советских солдат на военный грузовик ЗИС-5в для эвакуации.
Советские САУ СУ-76М с бортовыми номерами «27» и «30» в Берлине в районе Карлсхорст (Karlshorst).
Советские санитары перекладывают с носилок на повозку раненого бойца.
Вид на Бранденбургские ворота во взятом Берлине. Май 1945 года.
На переднем плане советская дивизионная пушка ЗИС-3.
Советские солдаты в бою на Мольтке-штрассе (ныне улица Ротко) в Берлине. Слева видна пушка ЗиС-3, за которой стоит артиллерист, далее подбитый советский танк Т-34-85. Впереди, правее, видна еще одна пушка.
Советские солдаты отдыхают на танке ИС-2. Авторское название фото — «Танкисты на отдыхе».
Танк экранирован металлическими сетками для защиты от выстрелов кумулятивных гранат немецких гранатометов.
Советские солдаты в Берлине по окончанию боев. На переднем плане и позади, за автомобилем — орудия ЗиС-3 образца 1943 года.
Участники «последнего берлинского призыва» на сборном пункте военнопленных в Берлине.
Немецкие солдаты в Берлине сдаются в плен советским войскам.
Вид на Рейхстаг после боев. Видны немецкие зенитные орудия 8,8 cm FlaK 18. Правее лежит тело погибшего немецкого солдата. Авторское название фото « Финал».
Советские бойцы на позиции в уличном бою в Берлине. В качестве укрытия используется уличная баррикада, сооруженная немцами.
Немецкие военнопленные на улице Берлина.
Советская 122-мм гаубица М-30 на конной тяге в центре Берлина. На щите орудия надпись: «Отомстим за злодеяния». На заднем плане — Берлинский кафедральный собор.
Советский автоматчик на огневой позиции в вагоне берлинского трамвая. Оружие бойца — пистолет-пулемет системы Шпагина (ППШ).
Советские автоматчики в уличном бою в Берлине, занявшие позицию за упавшими башенными часами.
Советский солдат идет мимо убитого гауптштурмффюрера СС в Берлине на перекрестке Шоссештрассе и Ораниенбургерштрассе.
Убитый на одной из улиц Берлина ополченец из фольксштурма.
Советская САУ ИСУ-122 в пригороде Берлина. Позади САУ надпись на стене: «Берлин останется немецким!» (Berlin bleibt deutsch!).
Советский офицер проверяет документы сдавшихся в плен немецких военнослужащих. Берлин, апрель-май 1945 г.
Расчет советской 100-мм пушки БС-3 ведет огонь по противнику в Берлине.
Пехотинцы из 3-й гвардейской танковой армии атакуют противника в Берлине при поддержке пушки ЗиС-3. Восемь нарисованных звезд на внутренней стороне щита пушки, вероятно, обозначают количество уничтоженной бронетехники противника.
Советские солдаты водружают знамя над Рейхстагом 2 мая 1945 года. Это одно из знамен, установленных на Рейстаге помимо официального водружения знамени Егоровым и Кантария.
Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии (генерал-полковник авиации К.А. Вершинин) в небе над Берлином.
Иван Александрович Кичигин на могиле друга Григория Афанасьевича Козлова в Берлине в начале мая 1945-го года. Подпись на обратной стороне фотографии: «Саша! Это могила Козлова Григория».
Такие могилы были по всему Берлину — друзья хоронили своих товарищей рядом с местом их гибели. Примерно через полгода началось перезахоронение из таких могил на мемориальные кладбища в Трептов-парке и в парке Тиргартен.
Первым мемориалом в Берлине, торжественно открытым в ноябре 1945 года, было захоронение 2500 солдат Советской армии в парке Тиргартен. На его открытии перед памятником-мемориалом прошли торжественным парадом союзные войска по антигитлеровской коалиции. А торжественное открытие мемориального комплекса в Трептов-парке состоялось 8 мая 1949 года.
Советский солдат осматривает местность на мосту реки Шпрее в Берлине. Рядом предположительно лежит труп советского танкиста.
Советский солдат вытаскивает из люка немецкого солдата. Берлин.
Советские солдаты бегут к новой позиции в бою в Берлине. Примечательна фигура убитого немецкого сержанта из RAD (Reichs Arbeit Dienst, допризывной трудовой службы) на переднем плане — она присутствует и на некоторых других фотографиях из Берлина, в том числе снятых совсем в других местах, например, на знаменитом фото у Бранденбургских ворот.
Подразделения советского тяжелого самоходно-артиллерийского полка у переправы через реку Шпрее. Справа САУ ИСУ-152.
Расчеты советских 76,2-мм дивизионных пушек ЗИС-3 на американских армейских грузовых автомобилях повышенной проходимости «Додж» (Dodge WC-51) на одной из улиц Берлина.
Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30) ведет огонь по Берлину.
Пленный немецкий солдат у Рейхстага. Знаменитая фотография, часто публиковавшаяся в книгах и на плакатах в СССР под названием «Энде» (нем. «Конец»).
Убитый немецкий военнослужащий на разрушенной улице Берлина.
Гвардейский реактивный миномет БМ-31-12 в Берлине.
Это — модификация знаменитой реактивной установки «Катюша» (по аналогии получила название «Андрюша»). Вела огонь снарядами калибра 310 мм (в отличие от 132-мм снарядов «Катюши»), запускавшимися с 12 направляющих сотового типа (2 яруса по 6 ячеек в каждом). Система размещена на шасси американского грузовика «Студебеккер» (Studebaker US6), который поставлялся в СССР по ленд-лизу.
Советские корреспонденты в Берлине. В центре стоит Василий Гроссман.
Тяжелый танк ИС-2 на фоне Рейхстага.
Бойцы раздают пищу жителям Берлина.
Советские солдаты спускаются в берлинское метро на станцию «Frankfurter Allee», 113. Эта станция метро находилась в районе городского оборонительного обвода в оборонительном секторе №2. Окрестности станции были заняты советскими войсками ещё до 26 апреля 1945 года.
Немецкое штурмовое орудие StuG III, подбитое в районе Берлина.
Советские штурмовики Ил-2 в небе Берлина.
Регулировщица в Берлине, 1 мая 1945 года.
Советская штурмовая группа со знаменем движется к Рейхстагу.
Советская штурмовая группа со знаменем движется к рейхстагу.
Немецкие военнопленные на улицах Берлина, захваченного советскими войсками.
Советский солдат перед указателями в Берлине.
Советские солдаты отдыхают между боями в Берлине. На переднем плане убитый немецкий солдат.
Советские солдаты несут тело погибшего сослуживца. Авторское название фото — «Убит в последнем бою».
Советские бойцы и начальник медицинской службы полиции Берлина генерал-майор медицинской службы Карл Эмиль Вробель (Karl Emil Wrobel). Взят в плен 2 мая 1945 года.
Михаил Макаров, боец-пехотинец, который дошел до Берлина. Перед рейхстагом.
Фотография советского солдата, водружающего над взятым Рейхстагом красное знамя, которое позже стали называть Знамя Победы — один из символов Великой Отечественной войны наряду со знаменитым снимком «Комбат». Это один из серии снимков, сделанных Евгением Халдеем на крыше Рейхстага.
Евгений Халдей: «Нас там [на крыше Рейхстага] было четверо, но я хорошо запомнил вашего земляка киевлянина Алексея Ковалева, который привязывал флаг. Я его долго фотографировал. В разных позах. Помню, что мы все очень тогда продрогли… Ему и мне помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев.»
Этот вариант в официальных советских источниках публиковался в отретушированном виде: с правой руки офицера был убран ремешок с циферблатом, так как он выглядел как вторые часы, что могло дать повод к обвинению советских военнослужащих в мародерстве. Хотя с таким же успехом это мог быть компас, вполне привычный для командира. В перестроечное время история с оригинальным снимком, как и ожидалось, стала использоваться для пересудов и «сенсаций».
Взвод разведки 674 стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой дивизии. На переднем плане — рядовой Григорий Булатов. Считается, что именно он первым водрузил красное знамя на Рейхстаге. Однако распространение получила версия, что первыми были ныне знаменитые Михаил Егоров и Мелитон Кантария.
За свой подвиг Григорий Булатов был представлен к званию Героя Советского Союза (вместо присвоения этого звания был награжден орденом Красного Знамени). Выдержка из наградного листа:
«Краткое описание подвига: …Беря с боя каждый метр площади, в 14 часов 30.4.45 г. ворвались в здание рейхстага, с ходу захватили выход одного из подвалов, заперев там до 300 немецких солдат гарнизона рейхстага. Пробившись на верхний этаж, тов. БУЛАТОВ в группе разведчиков в 14 часов 25 мин. водрузил над рейхстагом Красное Знамя…»
Также на фото: в кожаной куртке и фуражке командир взвода лейтенант Семен Сорокин, слева с краю с орденом Отечественной войны сержант Виктор Провоторов, за спиной Булатова (со стороны приклада) стоит старший сержант Иван Лысенко, крайний справа (с фонариком на куртке) Степан Орешко.
Представители германского командования во главе с генерал-фельдмаршалом Кейтелем
направляются на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 8 мая, Берлин, Карлхорст.
Генерал-полковник Альфред Йодль (в центре) подписывает капитуляцию Германии в штаб-квартире союзных войск в Реймсе в 02.41 местного времени 7 мая 1945 года. Рядом с Йодлем сидят гросс-адмирал Ганс Георг фон Фридебург (справа) и его личный помощник.
Руководство СССР было недовольно подписанием капитуляции Германии в Реймсе, не согласованной с СССР и отодвигавшей страну, внесшую наибольший вклад в дело Победы, на второй план. По предложению советского правительства и лично И.В. Сталина с союзниками договорились считать процедуру в Реймсе предварительной капитуляцией. Союзники согласились и с тем, что дело откладывать не следует, и назначили подписание Акта о капитуляции Германии по всей форме в Берлине на 8 мая 1945 года.
Представители после подписания Акта о безоговорочной капитуляции в Берлине-Карлсхорсте 8 мая 1945 года. Акт со стороны Германии подписали генерал-фельдмаршал Кейтель (впереди справа, с маршальским жезлом) от сухопутных войск, генерал-адмирал фон Фридебург (справа за Кейтелем) от военно-морского флота и генерал-полковник Штумпф (слева от Кейтеля) от военно-воздушных сил.
Фельдмаршалу Вильгельму Кейтелю, подписывающему Акт о безоговорочной капитуляции Германии с немецкой стороны, подают текст Акта. Слева, второй от зрителя, за столом сидит Г.К. Жуков, подписавший Акт от лица СССР.
Общее фото советской делегации в ходе подписания Акта о безоговорочной капитуляции всех вооружённых сил Германии.
Стоит в центре — представитель Верховного Главнокомандования Красной Армии командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Сидит по правую руку от Жукова — первый заместитель народного комиссара иностранных дел СССР А.Я. Вышинский. Сидит по левую руку от Жукова — заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом генерал армии В.Д. Соколовский.
Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева.
Сын полка Володя Тарновский ставит автограф на колонне Рейхстага. Он написал: «Северский Донец — Берлин», и расписался — за себя, командира полка и своего однополчанина, который поддерживал его снизу: «Артиллеристы Дорошенко, Тарновский и Сумцов».
Советские солдаты с гармонью на одной из улиц Берлина.
Советский солдат-минометчик Сергей Иванович Платов оставляет свой автограф на колонне Рейхстага.
Красноармеец-связист Михаил Усачев оставляет свой автограф на стене Рейхстага.
Михаил Филиппович Усачев об этом эпизоде:
«В этот памятный день – 9 мая 1945 года – подошел к рейхстагу. Стена уже порядком была исписана однополчанами-победителями. Я взял кусок штукатурки и поднялся на носки, дотянулся до свободного места на стене и написал: «9 мая 1945 года. Усачев».
Я не знал, что меня сфотографировали. Только спустя двадцать один год увидел себя на снимке…»
Британский солдат оставляет свой автограф среди автографов советских солдат внутри Рейхстага.
Немецкое подразделение на велосипедах выдвигается к месту капитуляции.
Англичане разоружают капитулирующих немцев в городе Зост.
Советские танкисты и солдаты отмечают Победу.
Праздничное застолье офицерского состава 143-го минометного полка 9 мая 1945 года. Германия.
Первый день мира в Берлине. Советские солдаты общаются с мирными жителями.
Советский солдат у захваченных в Берлине немецких знамен. Авторское название фотографии — «Победитель».
Советские солдаты, отдыхая на ступенях рейхсканцелярии, рассматривают немецкие награды, которые так и не были вручены. Берлин. 2 мая 1945 года. Фотография Евгения Халдея.
Груда советских трофеев — символ разгрома гитлеровской Германии. Винтовки, пистолет-пулеметы MP-40, пулемет, награды и знамена. В центре — штандарт дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера».
Фотография принадлежит однополчанину Ф.М. Жаркого Леонарду Семеновичу Бухову (известный советский звукорежиссер, в частности, фильма «Семнадцать мгновений весны»). Так он пишет об этой фотографии:
«Наш 88-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк вошел в Берлин 21 апреля 1945 г. Состав полка – 4 роты по 5 танков ИС-2 и танк командира полка.
Ко дню капитуляции Берлина после десятидневных боев, 2-го мая, в полку оставалось 10 машин. Соответственным было и число потерь личного состава. После боев, к вечеру 2 мая, нас отвели в парк Гумбольдт-Хайн и приказали разбить палатки. В домах оставаться было опасно из-за укрывавшихся в городе небольших групп немецких солдат.
Наслаждались непривычной тишиной. Неделю гуляли…
9-го мая утром объявили построение, командир полка полковник Мжачих зачитал приказ Верховного главнокомандующего о полной капитуляции Германии.
На фото можно видеть, как мы в Берлине праздновали Победу.
На снимке я перекрыт слева головой с высокой шевелюрой — это Юрка Энтис. Видно только мое ухо (самое большое огорчение моей жизни.
Наутро мы покинули Берлин, а наш парк вошел потом в английский сектор города.»
Не слишком аккуратная надпись на фото сделана фотографом, сержантом Курамшиным.