Стекло Алексея Зеля

Алексей Олегович Зеля родился 1 августа 1944 года в Москве в интеллигентной семье, где любили искусство и высоко почитали науку. Алексей был воспитан в глубокой любви к родной природе и мир живой природы стал главной и самой устойчивой его страстью  с раннего детства. Зеля хотел стать ученым-биологом, поэтому после службы в армии он поступает на биологический факультет Московского государственного университета. Но ему пришлось оставить учебу в университете после 3 курса по семейным обстоятельствам и пойти простым рабочим-кварцедувом на Московский электроламповый завод. Здесь произошла та встреча, которая изменила дальнейший жизненный путь Алексея Олеговича, которая стала поворотной в его судьбе.

Стекло Алексея Зеля

Алексей Олегович не стал ученым-биологом, но стал  Народным художником России. Это звание он получил в 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и необыкновенное мастерство,   которого он добился самостоятельно, не оканчивая никаких учебных заведений, не получив специального художественного образования. Поэтому имя А.О. Зеля можно с полным правом отнести к той замечательной плеяде гениальных самоучек, которые прославили нашу землю.

Стекло Алексея Зеля

Собственными руками он смастерил стеклянную подарочную корзину для Маргарет Тетчер. Его изысканные скульптуры поражали посетителей Третьяковской галереи. А иностранцы до сих пор не могут добиться его согласия привезти хрупкое стекло за границу.

alt

Более двадцати лет Алексей Зеля при температуре 2000°С варит стекло. В шутку называет себя ювелиром, ведь с прозрачным материалом он обращается точно с хрупким драгоценным камнем. Чтобы получить изящные статуэтки и искусные подсвечники, стеклодув трудится над каждым экспонатом от нескольких месяцев до нескольких лет. «Стекло красиво. Оно красиво в работе и в куске красиво, и в изделии. Это сказочный материал, в котором преломляется свет, в котором все играет и блестит», — восхищенно говорит московский стеклодув Алексей Зеля.

alt

Кварцедув Алексей Зеля каждый день сгорает в двух с половиной тысячах градусов по Цельсию.


При такой температуре создается удивительный мир из кварцевого стекла, который, как бы ни был точен творец, имеет мало общего с реальностью. Здесь прекрасно все, а меры прекрасного не существует. Одинаковое восхищение испытываешь перед поганками и орхидеями, кактусами и розами. Особая тема — пни. Зель убежден, что, рассмотренные в \»лягушачьей перспективе\», они тоже могут стать источниками вдохновения. А вдохновляет его многое: деревья, цветы, птицы, звери, коралловые рифы, парусники, герои сказок и неземные цивилизации.


Делать вещи из художественного стекла люди начали еще в XIII веке. Практически все декоративные стекла представляют собой разнообразные соединения с окислами металлов или с другими веществами. Получаемый хрусталь взаимодействует со свинцом, а во французский фужер (чтобы он стал фужером) добавляют золу папоротника. Источник кварцевого стекла — драгоценные и полудрагоценные камни. Оно самое чистое в мире, но чтобы заставить его плавиться и подчиняться рукам мастера, нужна температура втрое большая, чем для всех остальных стекол. Отсюда и страшная жара, и вредные испарения. Изготовить кварцевую композицию чрезвычайно сложно. Прикоснуться к фигурке нельзя: нужная форма достигается с помощью специальной палочки, кончик которой плавится, нанизывая рельеф на основной стержень. Обычный стеклодув может вытащить изделие из огня, что-то поправить, а потом нагреть снова. Кварцевое же стекло застывает мгновенно, поэтому весь рабочий процесс проходит в пламени горелки. Алексей Олегович все это прекрасно знал и тем не менее из многочисленных видов стеклоделия выбрал кварц.

alt

Творчество Зеля стоит особняком в отечественном стеклоделии последнего двадцатилетия с его приверженностью массивным скульптурным формам и интенсивной многоцветностью.
За 30 лет работы с художественным стеклом мастером создана большая коллекция, вызывающая неизменное восхищение зрителей и специалистов. Используя нетрадиционный для русского (да и мирового стеклоделия) материал — кварцевое стекло,    художник выработал свои методы работы. Многолетняя упорная работа позволила А.Зеля свободно пользоваться широчайшим диапазоном способов обработки кварцевого стекла, разработать свои приемы окраски и иризации,   особый стиль, поэтому его работы легко узнаваемы.

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

alt

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

alt

alt

alt

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

Стекло Алексея Зеля

alt

Стекло Алексея Зеля: 0 комментариев

  1. arlinne

    хотелось бы добавить к этому замечательному сообщению, что у Алексея Зеля появился персональный сайт: zelya-glass.ru
    на нем можно получить информацию о текущих выставках и посмотреть галерею работ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *