Григорианский календарь и летоисчисление

 Календарь и летоисчисление настолько привычны для нас, что мы просто не задумываемся, а зачем он вообще нужен? От чего возникла потребность измерять время так тщательно? Нет, конечно разметка времени необходима, с ней удобно как и с разметкой пространства. Но неужели так важно каким календарем пользоваться? Ведь любой из них делит время на различные промежутки, которые в свою очередь делятся дальше.

Расстояния люди измеряли еще весьма произвольно и приблизительно, а время стремились измерить как можно точнее. Мы не найдем эталонов длины, сравнимых по древности с мегалитическими памятниками в тех краях где эти памятники находятся. (Стоунхедж около 2250г. до н.э.). Конечно занимались измерением времени люди специально для этого обученные и большинству населения не было дела до их вычислений (как и сейчас большинству населения все равно, чем там занимаются ученые?). Но наверное эта работа представлялась чрезвычайно важной, ведь маленькая группа наблюдателей вряд ли сумела бы построить все эти величественные сооружения. Т.е. общество считало необходимым строить то, что реально не давало никакой выгоды, (подобно тому как современное общество финансирует фундаментальную науку). Вообще то есть гипотезы где считается, что по этим обсерваториям определяли приливы и отливы, время сева и прочее, что имело чисто утилитарное значение. Наверное так оно и было. Но выгода от знания этих сроков не \»окупает\» затрат на постройку, да и время сева можно вполне вычислить без Стоунхеджа с помощью переносной дощечки (если восход Сириуса предвещал разлив Нила, то очевидно что его можно наблюдать и без постройки пирамид). У древних мегалитических построек должен быть еще какой то смысл. И он есть. Это отмечено давно. Тщательное измерение времени и точность и безошибочность календаря необходимы древним для того, чтобы с наибольшей точностью рассчитать время оптимального и наибольшего воздействия на Мироздание. (Наименьшее необходимое воздействие \»ННВ\» по терминологии \»техников\» Айзека Азимова из \»Конца Вечности\»). Здесь же, кроме определения действия очень важно знать, когда его можно произвести. Тогда многое становится понятным. Если календарь безупречен и все обряды совершаются вовремя, то в Мироздании царит Порядок (если обряд направлен на его поддержание т.е. \»добрый\», ведь в подходящий момент можно и навредить тоже с максимальным результатом), а в поддержании порядка в этом мире заинтересовано подавляющее большинство населения.
Григорианский календарь был введен папой римским Григорием XIII в 1582 году. До этого на территории Европы вот уже больше полутора тысяч лет применялся юлианский календарь, который хотя и был достаточно точным и простым в применении, но все же имел один существенный недостаток. В юлианском календаре средняя продолжительность года была 365 дней и 6 часов, в то время как истинная длительность года составляет 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд, то есть изначально юлианский календарь запаздывал относительно реального хода времени на 11 минут и 14 секунд. Так как такое «опоздание» давало всего один «лишний» день за 128 лет, то им при создании календаря решено было пренебречь. Однако уже к 1582 эта ошибка вылилась в 10 «лишних» дней.
Теперь, кажется, что причина разработки и введения нового календаря проста и понятна – Григорий XIII просто хотел уточнить действующий календарь, дабы он соответствовал реальному ходу времени. Но не тут-то было, истинная причина лежит гораздо глубже. Попробуем разобраться.

Начнём с самого начала. В 325 в Никее (северо-запад Малой Азии) состоялся Никейский церковный собор, на котором впервые был составлен и принят Символ веры. Кроме того, был принят юлианский календарь и дата празднования пасхи, определение которой поддавалась простому правилу: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Таким образом, один из главных церковных праздников достаточно жестко связывался с днём весеннего равноденствия, который в год проведения собора пришёлся на 21 марта. Такая привязка вкупе с неточным юлианским календарём вскоре сыграла с церковью злую шутку.

А дело здесь вот в чём. Как отмечалось выше, к 1582 году «медлительный» юлианский календарь опаздывал уже на 10 дней, и, как следствие, настоящий день весеннего равноденствия переместился на 11 марта, в то время как по календарю он по-прежнему приходился на 21 марта. Вслед за пасхой ближе к лету сдвигались и все остальные связанные с ней праздники. Заметив такое несоответствие календарного и фактического равноденствия, Григорий XIII предписал «вернуть равноденствие на надлежащее ему место» и разработать проект календарной реформы.

Среди всех предложенных вариантов реформы был выбран вариант итальянского математика и врача Луиджи Лилио. Утвердив реформу, Григорий XIII в специальной булле «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших») постановил 5 октября 1582 года считать не 5-м, а 15-м, сдвинув, таким образом, календарь на 10 дней вперёд и вернув равноденствие на 21 марта, где оно и должно быть по решению Никейского собора. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, вводя новый календарь, папа руководствовался не столько стремлением уточнить старый, сколько желанием решить внутрицерковные проблемы.

Так или иначе, но был введён календарь, который был точнее предыдущего. Точность была достигнута исключением из каждых 400 лет 3-х високосных. Средняя продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365 дней 5 часов 49 минут и 12 секунд, что больше истинной всего на 26 секунд (против 11 минут в юлианском календаре). Лишние сутки по григорианскому календарю накапливаются всего за 3280 лет!

Напоследок простое правило определения високосных лет: високосным считается год, число которого делится на 4, кроме годов, числа которых оканчиваются на 2 нуля, но не делятся на 400.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *