Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.
Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ \»во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам\». В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и \»повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет\». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу \»для алхимической посуды\». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: \»Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее\».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель — ремесло древне — русское —
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть — чуть добавляя. . .
Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России — Гжель,
Где поселилось вдохновение.
Здесь каждый — мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетение листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрав.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призвание — дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамлении
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призванием гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор —
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака —
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо — глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели —
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
Процесс изготовления гжельской керамики:
Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой
Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов
Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную
У \»гжели\» собственный стиль — синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне