Глядя на цену, вспомнить конкурентов такой стереопаре среди мультимедиасистем просто невозможно. Точнее, их нет. Только среди мониторов ближнего поля и бюджетного Hi-Fi начинаются такие (и большие) цены. Однако Velton Maestro TV200B — это все же \»мультимедийная акустика Hi-Fi класса\». Вместе с тем продукт получился вне классификаций. Это и Hi-Fi-колонки, и мониторы ближнего поля. Да и вся остальная линейка акустики мультимедийная. По идее, напоминают уже протестированную порталом TECHLABS стереопару Dowell M-30 с ламповыми моноусилителями для каждого канала.
В любом случае это стереопара. А, значит, на повестке дня стоит в основном музыка.
ТТХ
Параметр |
Значение |
Выходная мощность, Вт (RMS) |
40 |
КНИ при номинальной мощности, % |
<0.05 |
Внешние размеры колонок, ШхДхВ, мм |
217x272x383 |
Вес нетто, кг |
8 |
Диаметр ВЧ-динамика, мм |
28 |
Сопротивление ВЧ-динамика, Ом |
6 |
Диаметр НЧ/СЧ-динамика, мм |
135 |
Сопротивление НЧ/СЧ-динамика, Ом |
8 |
Магнитное экранирование, наличие |
+ |
Напряжение питания, В |
220 |
Частотный диапазон, Гц (-6 дБ) |
55 – 20 000 |
Неравномерность АЧХ в рабочем диапазоне, +/- дБ |
-6 – +4.5 |
Отношение сигнал/шум, дБ |
<88 |
Средняя розничная цена, $ |
588 |
Комплектация
Кроме собственно колонок, в коробке еще нашлись:
-
пульт дистанционного управления;
-
сигнальный кабель RCA->RCA (2 шт.);
-
переходник 2RCA -> mini-Jack;
-
кабель питания (2 шт.);
-
поролоновые заглушки для фазоинверторов (4 шт.);
-
руководство пользователя.
Итак, по порядку. Пульт дистанционного управления позволяет управлять системой, удобно развалившись на диване. Особенность именно этого экземпляра в наличии небольшого дисплея, который коротко, но исчерпывающе отображает состояние системы. И заодно текущее время.
Сигнальный кабель (он же межблочник, он же интерконнект) впечатляет. Это первый кабель такого качества, идущий в комплекте с мультимедийными колонками. Имеет очень приличную толщину, примерно равную толщине профессионального микрофонного кабеля, контакты, покрытые желтым металлом. Вся оранжевая шкурка кабеля покрыта стрелками, помогающими не заблудиться электронам и красивым буквосочетанием High-End. Сначала привело в некоторое недоумение то, что сигнальные кабеля имеют разную маркировку (черные и красные кольца на разъемах). Непонятно было, зачем это. Неужели электроны для левого канала никак не пролезут в кабель для правого канала? Однако позже, при подключении системы, выяснилось, что решение очень разумное и оправданное. Потому что когда под столом валяются два одинаковых конца кабеля, очень затруднительно было бы определить, где левый, а где правый каналы. Цветовая маркировка решает эту проблему полностью.
Нижние частоты системы усиливаются фазоинверторами, которые увеличивают отдачу нижних составляющих сигнала, но взамен порождают аэродинамические шумы. Чтобы избежать лишних шумов (правда, поддержки фазоинвертора также не будет), в комплекте идут по паре заглушек, которые можно вставить в порты фазоинверторов колонок (их 2 на каждую). Конечно, затолкать в эти отверстия можно все, что угодно, но забота о потребителе приятна, хотя и осуществляется на деньги того же потребителя.
Осталось рассмотреть руководство пользователя. Оно полностью на русском языке. Не толстое, но исчерпывающее – никакой лишней теории. Только нужные вещи: как подключить, поставить, обнаружить неисправности. То, что нужно для пользователя.
Итак, комплект не велик, но содержит все необходимое для работы системы. Необходимо отметить превосходное качество всех входящих в него компонентов. Начало более чем убедительное.
Сам приемник – очень интересная вещь. Он есть на каждой колонке. Имеет подсветку неяркого синего цвета, что является заодно дополнительной световой индикацией (ненавязчиво показывает, включена колонка или нет). Когда же приходит команда, приемник гаснет на некоторое время, необходимое для интерпретации и применения пришедшей информации. После этого загорается обратно. Очень удобное решение, так как сразу видно, дошла ли команда до цели.
На задней панели представлены еще и балансный (XLR) и небалансный (RCA) входы. Что такое \»тюльпан\» (он же RCA), понятно. Два провода на канал. По одному – \»+\», по второму – \»-\». Плюсом \»рисуется\» сигнал, а минус является \»базой\», точкой отсчета, нулем системы координат. А вот на балансном подключении стоит остановиться подробнее, потому что колонки с таким входом обычно называются \»профессиональные мониторы\» и обитают они в студиях звукозаписи. Поэтому, чем отличается балансное подключение от небалансного и какой от него толк, знают намного меньше людей.
Итак, основное преимущество балансного подключения – возможность передачи сигнала на большие расстояния с минимальными потерями и искажениями. На стандартных 1-2 м особой пользы от него нет. Почему и как это происходит: дело в том, что при балансном подключении используется не два, а целых 3 провода на канал. С двумя все понятно: то же самое (только амплитуда сигнала немного другая), что и в RCA. А вот третий провод содержит инвертированный сигнал. Теперь ситуация – сигнал бежит по кабелю и подвергается воздействию со стороны помехи. Причем помеха мешает обоим видам сигнала в кабеле: и прямому, и инвертированному. Совсем на пальцах: помеха увеличила мощность сигнала на каком-нибудь промежутке времени, например, подмешался шум на средних частотах с амплитудой децибел эдак на 6, что довольно неприятно. И по обоим сигнальным проводам теперь идет такой вот обезображенный сигнал. Для небалансной схемы подключения это была бы необратимая ситуация. Но с балансным дело обстоит иначе. Все самое интересное начинается на принимающей стороне: инвертированный сигнал инвертируется обратно. И тот шум на средних частотах инвертируется вместе с сигналом! И этот полученный сигнал складывается с прямым, который добирался по второму сигнальному проводу. В результате шум в прямом сигнале \»съедает\» инвертированный шум в бывшем инвертированном. В результате сложения получается исходный сигнал: шум \»съел\» сам себя! Ни пиков, ни провалов, порожденных по пути от источника, не остается. Собственно, в этом и состоит весь фокус балансного подключения. Второй состоит в том, что реализация таких входов-выходов в технике повышает ее стоимость.
Логичный вопрос: а зачем это надо? Логичный ответ: для того, зачем и создавали балансное соединение – для возможности удаления колонок от источника на большое расстояние. Например, компьютер стоит в углу, а колонки – в другом конце комнаты, чтобы не портить звук неудачным расположением источника. Использование межблочного (от источника до усилителя) кабеля небалансного типа обычно не приветствуется, потому что по пути он наловит помех. Идеальный выход только один – балансное подключение, которое можно организовать в рассматриваемой стереопаре. Так что штука полезная.
Еще сзади можно найти пару портов фазоинвертора и выключатель питания. Никаких секретов тут нет. Есть тихий щелчок при включении питания. Практически не заметен и не мешает.
Конструкция
Хотя бы уже потому, что в акустике мультимедиакласса еще не применялись материалы, используемые некоторыми \»породистыми\» Hi-Fi-производителями. Диффузоры выполнены из алюминиево–магниевого сплава. Сопротивление динамика – 8 Ом, а максимальная мощность составляет внушительные 70 Ватт. Таким образом, перегрузить колонку штатным усилителем будет невозможно. Другими словами, в системе невозможен высокий уровень нелинейных искажений. Необходимо отметить также очень солидный магнитный экран, что свойственно всей линейке акустики Velton Maestro.
Теперь перейдем к электронике. Простой взгляд показывает, что начинка выше всяких похвал. Фильтры для динамиков второго порядка. Для каждой ГГ (головки громкоговорителя) свой фильтр на отдельной плате. Внушает уважение очень солидная микросхема усилителя. Ею является LM3886TF от National Semiconductor. Основные параметры усилительной части (при условии оптимальной реализации) таковы:
Параметр |
Значение |
Выходная мощность (THD+N=0.1% (max), f=1 кГц, R=4 Ома) |
60 Ватт |
Выходная мощность (THD+N=0.1% (max), f=1 кГц, R=8 Ом) |
30 Ватт |
THD+N (КНИ+шум). Измерено при мощности 60 Ватт для R=4 Ома и 30 Ватт для R=8 Ом |
0.03% |
Сигнал/шум (P=1 Ватт, f=1 кГц) |
92.5 дБ |
Глядя на эту небольшую табличку, становится понятно, что параметры усилительной микросхемы очень хороши. Необходимо обратить внимание на то, что и в ТТХ, и здесь в корне отсутствуют какие-либо проникновения из канала в канал (перекрестные помехи). Дело в том, что их возникновение невозможно: колонки независимы друг от друга полностью. Таким образом, в любых перекрестных помехах может быть виновата звуковая карта (или иной источник), но ни в коем случае не рассматриваемая стереопара.
Как уже упоминалось, каждая колонка имеет по два фазоинвертора. Это накладывает определенные ограничения на размещение системы в пространстве. В идеале до стены должно быть не менее 30 см. Правда, можно упростить задачу, заткнув оба отверстия прилагаемыми заглушками. Тогда получится практически оформление ЗЯ (закрытый ящик), и колонкам понадобится меньше места для размещения (это не значит, что можно будет вмуровывать их в стены или размещать в нишах).
Измерения и прослушивание
Пора отложить в сторону инструменты и взять компакт-диски для прослушивания и микрофон для измерений.
Начало прослушивания не принесло неожиданностей. Как может играть старшая в ряду отличных колонок, с выдающейся внешностью, электронной начинкой и интересными динамиками? Да она просто обречена играть превосходно, чем собственно и занимается.
Особо писать даже как-то нечего, получаются сплошные дифирамбы: отличная сцена и фазировка. Хорошо слышно, кто и откуда поет (играет). Тестовый сигнал для проверки сфазированности системы звучит строго посередине, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Звук чистый, яркий, имеет отличное разрешение и четкую атаку.
Эта система будет просто подарком для любителей акустической музыки. И кошмаром для тех, кто любит издеваться над музыкой посредством MP3-кодеров и низких битрейтов. Колонки безжалостно выявляют недостатки записи и артефакты сжатия. Причем уровень акустики позволяет уже не только отличить исковерканную алгоритмом MP3 с низким битрейтом музыку от оригинала, но и оценить уровень работы звукооператора на лицензионных дисках, гордо несущих две метки ifpi. Например, диск Yanni – Ethnicity показал себя не с лучшей стороны, так как имел излишне приподнятый верхний диапазон, хотя и записан в приличной студии Virgin. В то же время Delerium – Chimera, изданный Nettwerk America, играл великолепно. Отсюда вывод: Velton Maestro TV200B назван монитором совсем не случайно. Такое внимание к деталям и столь аналитический звук действительно позволяет относиться к ним, как к мониторам ближнего поля.
Некоторые нарекания вызывает только басовая секция. Хотя требовать от достаточно небольшого НЧ/СЧ-динамика полновесных низов – неоправданный оптимизм. Так что альтруистам, которые любят поделиться своей музыкой с соседями за стеной, придется раскошелиться на сабвуфер.
Как видно, при закрывании ФИ (фазоинвертора) уменьшается отдача на низах, как и должно быть. Остальной диапазон остается нетронутым.
Итак, колонки играют отлично. Немного не хватает уверенности на низах (с другой стороны, а когда ее хватало полочникам, пусть и отличным?). Очень желательны стойки и правильное размещение в комнате.
Вот и окончился тест старшей модели Velton Maestro TV200B. Он показал, как должна выглядеть и играть отличная система. Добротная качественная отделка, отличная электроника и богатый звук делают колонки выдающимися на фоне остальных мультимедиасистем.
Также очень удобно управление с ПДУ. Качественная комплектация. Отдельных похвал заслуживает балансный вход, который позволяет раз и навсегда забыть о помехах, которые так и норовят \»откусить\» от сигнала кусочек побольше.
В итоге получилась система, которая может претендовать на звание монитора по звуку, но в то же время имеет превосходную внешность, чего студийная техника, как правило, начисто лишена. Даже язык не поворачивается назвать такую красоту \»мультимедиа\».
Плюсы:
-
внешность;
-
балансный вход;
-
качественные динамики;
-
отличная комплектация;
-
звук заслуживает похвал.
Минусы:
-
дорого;
-
может не хватать баса.