Сооружений необычного, даже экстравагантного вида в Праге появляется все больше, к ним привыкли. Однако в свое время проект Танцующего дома вызвал бурю критики: сверхмодерновое здание, по мнению поклонников и защитников классической старины, просто несносно будет выглядеть в историческом центре Праги, полном благородных архитектурных стилей – готики, ренессанса, барокко, рококо, кубизма…
Место для постройки нового здания на углу Рашиновой набережной и Рессловой улицы образовалось после того, как в 1945 году стоявшее здесь здание было разрушено при налете американской авиации.
Полвека у властей до восстановления здания не доходили руки. Соседний дом построил в 1905 году дед первого президента самостоятельной Чехии Вацлава Гавела. Впоследствии он был национализирован.
Естественно, президенту было не все равно, что возникнет по соседству с домом, почти век принадлежавшим его семье. Поэтому он предложил привлечь к проектированию своего “личного” архитектора Владо Милунича. Однако застройщик – страховая компания Nationale Niederlanden (ныне ING), выкупившая в 1991 году земельный участок, потребовала архитектора с более известным именем.
В результате над проектом работали вместе Милунич и американец Фрэнк Оуэн Гэри. Строительство шло с 1994 по 1996 гг. Танцующий дом, действительно, выглядит необычно, и только поддержка со стороны президента помогла проекту воплотиться в жизнь.
Однако сегодня это одна из визитных карточек Праги, наряду с Карловым мостом, Пражским Градом, Староместской ратушей, Национальным музеем. Бурная дискуссия о целесообразности такого сооружения в центре Праги стихла после того, как Танцующий дом завоевал одно из первых мест в анкете американского журнала Time.
Этот необыкновенный и экстравагантный дом выполнен в виде прильнувших друг к другу танцоров и посвящен знаменитой голливудской танцевальной паре довоенной поры Джинджер Роджерс и Фреду Астору. Поэтому иногда Танцующий дом так и называют: “Джинджер и Фред”.
Танцоры вдохновили американца канадско-польского происхождения Фрэнка Гэри. Этот архитектор также проектировал Музей Гуггенхайма, построенный в испанском Бильбао.
Идея двух оригинальных угловых башен принадлежит Владо Милуничу – архитектору, родившемуся в Хорватии и осевшему в Чехии. По его словам, замысел здания – показать прорыв страны к новому этапу своей истории, это своеобразное окно в новый, свободный мир после полувека тоталитаризма, это дополняющие друг друга плюс и минус, инь и янь.
В 6-этажном здании, которым является Танцующий дом, имеется около 3000 кв. метров офисов, на первом этаже есть кафе, а на верхнем – изысканный французский ресторан “La Perle de Prague”, из окон которого, открывается прекрасный вид на Прагу.
Танцующий дом – образец самого современного на сегодня направления так называемой “деструктивной архитектуры”, использующей геометрию свободных форм. А так как при проектировании подобных зданий не обойтись без трехмерной компьютерной графики, то подобные здания также называют явлением цифровой эпохи – 21 века.
Танцующий дом опередил своих собратьев, взметнувшись на берегу Влтавы за несколько лет до наступления нового тысячелетия.
Спасибо большое, читал с интересом
Sen,
1) Дом хорош, поселился бы в нём
2) Критиков в попу. Вообще не понимаю позицию критик. Что кино-критики что вот такие \"архитектурные\". ничо сами не сделали, зато почему-то кто-то должен их слушать, слать всех в жопу и строить, строить, строить. сломать всегда успеем.