Скандал вокруг «Сапсана» начался еще 19 января. Спустя месяц с начала регулярного движения скоростных поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом, этот супердорогостоящий проект дал первый сбой — в колесных парах поезда образовались выщерблины. Как сообщает специализированный инфраструктурный портал InfraNews, сейчас профильные НИИ анализируют последствия износа.
Руководство РЖД на эти сообщения в печати «молчало в тряпочку» почти две недели, и наконец, 2 февраля решило, что пора оправдываться. Как заявили в госкомпании «Ведомостям»: «В первые три месяца эксплуатации на всех рейсах ездят специалисты РЖД и Siemens. Каждая колесная пара проверяется после каждого рейса». «Проблема с колесными парами существует, но она того же порядка, что и заклинивающиеся на морозе двери, специалисты уже справились», — уверяет представитель Siemens.
Тем временем, в Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава РЖД в городе Коломна доставлен образец колесной пары поезда «Сапсан» для экспертизы причин повреждения, сообщили Infox.ru несколько источников в институте.
— На каждом колесе поезда за месяц регулярной эксплуатации образовались выщерблины глубиной 6 мм и шириной около 1 см, — рассказал один из источников издания. — Выщерблины дали трещины на глубину еще 6 мм. Это катастрофически сильный износ для такого короткого срока.
Выщерблины возникли из-за того, что «контактное пятно» — площадь соединения колес с рельсами, у «Сапсана» маленькое, поэтому высокие контактные давления, что и приводит к усиленному износу металла. Например, колесные пары обычных поездов во время движения немного ходят из стороны в сторону, так что колеса изнашиваются почти равномерно по всей площади колес, поэтому медленно, а «Сапсан» идет по рельсам ровно, и у него стачиваются только те участки колес, которые непосредственно соприкасаются с рельсами.
Пока идет разбирательство, руководство РЖД было запретило бронирование билетов на поезд за 45 дней. Но потом, в связи с начавшейся паникой среди пассажиров, уже купивших билеты до Петербурга, ограничения на продажу были сняты. Никаких объяснений неожиданного восстановления продаж в компании не привели, сославшись на «технологические работы». Зато во вторник, почему-то, из расписания в системе продаж исчезли билеты на питерские скоростные поезда «Смена», «Николаевский Экспресс» и еще несколько поездов более низкого класса.
Как считают специалисты, все эти хаотические действия, скорее всего, «просто отражают ту панику, которая царит в головах руководителей РЖД». Дело здесь даже не в том, что проблема с колесными парами серьезная, а в том, что о появлении даже самых маленьких и неопасных для пассажиров проблем узнали «наверху». И руководство РЖД ждет реакции власти, ведь сам премьер уже Путин облюбовал новый скоростной «литер» до родного Питера с чашечкой кофе в руке. Так что, дело нешуточное, здесь главе РЖД Владимиру Якунину могут и «золотой» самолет «Гольфстрим», купленный за 35 млн. долларов для личного пользования, и зеркальный «небоскреб» РЖД на Большой Спасской, построенный на бюджетные миллиарды, и многое другое…
— Накладки в работе «Сапсана» совсем не удивляют – не родной он здесь, слишком нежный, нам бы чего попроще на наших-то дорогах, — пояснил «СП» машинист РЖД, пожелавший не называть свое имя по понятным причинам. – Все эти технические сбои с дверями и конденсаторами – от мороза, который непривычен для немецкой техники. И немцы здесь не причем, что они его в холодильнике должны были испытывать? Я думаю, эти неполадки немецкие механики живо исправят. Между прочим, в контракте с немцами прописано, что любой такой сбой автоматически влечет за собой штрафные санкции производителю. И Якунин уже грозился, что востребует штрафы за поломки, но пока молчит на эту тему. А вообще, нужно понимать, что просто происходит притирка в работе техники и поездной бригады.
Ну а насчет колес – это посерьезнее. Конечно, я не видел этих повреждений, но могу предположить, что скоростной поезд, который летит по раздолбанным российским железным дорогам со скоростью под 300 км. в час, вполне может повредить себе колесные пары. Правда, прежде чем он начал ездить, были проведены подготовительные работы: на перегоне Петербург-Москва убрали переезды, положили рельсы повышенной прочности, поставили скоростные стрелки с непрерывной поверхностью катания, но надо понимать, что все это делалось нашими рабочими. А кто сегодня идет работать на дорогу с кувалдой, вы сами видите, когда едете мимо ремонтников в электричке. Отсюда и качество…
Есть у «Сапсана» и еще одна проблема: заморскую птицу невзлюбило местное население Тверской области. На днях неизвестные закидали скоростной поезд камнями, в результате разбито стекло в пассажирском вагоне, никто из пассажиров, слава богу, пока не пострадал. Но это уже не первый случай: 12 января трижды судимый житель Тверской области Михаил Самарцев бросил в «Сапсан» несколько ледышек, которыми разбил стекло в шестом вагоне. Когда его задержали, он пояснил, что за несколько дней до этого он был отброшен воздушной волной пролетающего «Сапсана», на что очень обиделся, и решил отомстить поезду.
Самое интересное, что меры безопасности, предпринятые (по крайней мере, давно озвученные) руководством РЖД и правительством, не помогают. Как заявлял директор департамента транспортной безопасности Минтранса Геннадий Денисюк, будет организован «круглосуточный мониторинг видеоинформации по всему главному ходу» и оперативные действия «специализированных групп». Для этого будут созданы вдоль трассы «опорные посты охраны», каждый из которых рассчитан на 20 стрелков. Один пост будет охранять участок в 20 км. Кроме того, сообщил чиновник, для повышения оперативности действия спецгрупп, они будут укомплектованы летом квадрациклами, а зимой — снегоходами.
Но и это еще не все, как сообщил глава МЧС Сергей Шойгу, в ближайшее время вдоль железной дороги Москва — Санкт-Петербург появятся пять вертолетных площадок. Всего же на обеспечение безопасности трассы РЖД собиралось потратить 2,5 млрд. рублей, из которых 1 млрд. рублей — бюджетные.