В наше все-от-работы-зависящее время, когда человек есть уже не то, что он ест, пьет или даже думает, а то, где он работает и сколько зарабатывает, по чему часто и определяется, насколько он состоявшийся человек-мужчина и даже женщина, умение искать и находить нужную, хорошо оплачиваемую и дающую возможность самореализации работу – не последнее из дел, а важнейшее из искусств.
Западные конисёры, разбирающиеся в вопросах трудоустройства и трудозанятости, уже лет тридцать подряд настоятельно рекомендуют менять свою работу раз в два-три года. Чтобы не покрываться плесенью и пылью монотонных дел, расти над собой ввысь и вширь, узнавать новых людей, не терять вкус к жизни. Однако «менять раз в два-три года, чтобы не покрываться плесенью» легче сказать, чем сделать – многие как раз предпочитают синицу в руке, чем журавля в небе, даже если синица давно издохла и нестерпимо воняет. Так как же искать и находить эту самую работу своей мечты, а не только сидеть на старом месте и трепетно жаловаться на весь свет?
Правило 1-е, мистическое: нужно остро и нестерпимо, до обморока и боли за грудиной захотеть сменить свою ненавистную работу на новую, милую. Как бы мистически это ни звучало, но сильное желание в достижении чего бы то ни было – первейшее из условий. Подобное нестерпимое желание сознательно и подсознательно мобилизует все мысли и силы на достижение своей цели, дает вам мотивационную установку. А дальше – может, слово и мысль материальны, может, это Всевышний вас вдруг услышит, а может, это просто случайное стечение обстоятельств – кому, что больше нравится, но стоит вот так сильно захотеть сменить старую ненавистную работу на новую, интересную и высокооплачиваемую, как ваше желание уже начало работать на вас.
Удивительно, но факт: все мои работоустремления – будь то в сфере языкознания, бурения скважин или начальствования в иностранных компаниях, рано или поздно сбывались – аж самому жутко от этой мистики. Не сразу и не всегда гладко, чаще всего путем значительных умственных и физических затрат, но на сегодня я не могу вспомнить ни об одном несбывшемся желании, над которым я рано или поздно начинал работать. (Хотя вру: в космос, как я мечтал в шесть лет, я так и не полетел. Но и мечтал ведь недолго).
Правило 2-е, практическое: решив сменить свое нынешнее скучное место заштатного пыльного экономиста или продавца в сельмаге на престижную работу в иностранной компании с окладом в два раза выше, переходите от розовых грез к грязной работе. Определитесь раз и навсегда, как взрослый мальчик или девочка, какая именно работа вам нужна. Будьте реалистичны, стойте обеими ногами твердо на земле, а не витайте в облаках. Регулярно изучайте вакансии в газетах, Интернете, на бирже труда. Составьте по всем правилам предельно правдивое, но чуть приукрашенное во славу себя резюме на одной (максимум двух) странице и начинайте его рассылать. Там, куда можно позвонить, звоните. Помните, что звонок конкретному лицу, указанному в объявлении (Иван Иваныч, Татьяна, Леночка) с высланным следом на это имя резюме повышает ваши шансы – нет, не заполучить желаемое место, а запомниться (Ивану Иванычу, Татьяне, Леночке), и уже потом, может быть, это самое место заполучить.
Непостижимо, но уже история: захотев в 90-е уехать из своего пыльного городка подальше и получать конкретную сумму в такой-то компании, я и уехал подальше, и устроился в такую компанию, и стал зарабатывать именно столько, сколько я определил для себя. Захотев стать начальником отдела продаж, стал им. Втемяшив себе в упрямую голову попробовать себя в новой сфере, где я был ни в зуб ногой, я и устроился именно в эту область, и даже успел в ней преуспеть.
Правило 3-е, также практическое: будьте реалистом и великотерпимцем относительно сроков и не опускайте рук. Помните, что быстро только кошки плодятся и лопухи вверх стремятся. В среднем, получить приглашение на собеседование на место своей мечты можно и на следующий после отправки резюме день. Но скорее всего это случится в течение месяца-двух. Возьмите за правило каждый день просматривать вакансии и высылать по 1-2 резюме, даже туда, где, как вам кажется, вам дорога заказана. Зарядите себя делать так в течение месяца. Помните, что сейчас вы сеете зерна, которые дадут всходы не завтра и не послезавтра, а через месяц или два. Большая их часть упадет на неплодородную почву и не взойдет вовсе. Некоторые взойдут, но засохнут на солнце или их зальет водой. Но остальные взойдут обязательно, и вы сами удивитесь тому, в какую ниву они вырастут.
По молодости лет, когда я начинал искать работу, я какое-то время обычно высылал 10-20 резюме, делал 2-3 звонка, умирая от мандража – все словно для того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что либо «работы моей мечты в этом городе не найти», либо «много не заработаешь», либо еще хуже – «я, как специалист, никому не нужен – а-а-а». Все мои знакомые обычно мне говорили, что-то вроде: «Без связей, без специального образования да не в том возрасте нечего и рыпаться». И я был уверен, что они правы – ведь я же сам попробовал два раза. Пока меня не выкинули с прежней работы, где я прозябал, но был так рад, что хоть эта работа у меня есть, и я не был вынужден действовать.
Большинство моих «умных» товарищей работает там же. При встрече все они жалуются на несправедливую судьбину, но никто из них и пальцем не шевелит, чтобы как-то изменить свою жизнь. Вас пригласили на собеседование на место вашей розовой мечты?
Тогда Правило 4-е, снова практическое: учитесь производить первое впечатление и успешно проходить собеседование. Так забавно устроено большинство людей, но они действительно в первую очередь руководствуются именно тем самым первым впечатлением, внешним и эмоциональным, которое вы на них производите, и лишь во вторую – вашими профессиональными навыками и опытом.
Подготовьтесь к собеседованию и произведите это самое первое впечатление, которое произвести второй раз у вас шанса не будет. Ознакомьтесь с компанией, в которой будете его проходить. Прибудьте заранее на место и изучите дислокацию – так вы себя почувствуете несколько увереннее, нежели если с места в карьер, в пене ринетесь штурмовать свое новое место работы. Узнайте, как зовут вас собеседующих, и обращайтесь к ним по имени. Говорите четко, уверенно и по существу. С мужчинами-интервьюерами будьте сдержанно деловиты, с женщинами обходительно обаятельны (во втором случае ваши манеры, стиль одежды и даже знак зодиака могут оказаться гораздо важнее, чем весь ваш предыдущий опыт).
Помните, ваша задача – именно произвести первое впечатление, на основании которого и будете приняты на работу или не приняты.
Но это, конечно, только начало пути, а серпантинистую дорогу к успеху и самореализации осилит именно идущий, а не сложа руки у моря погоды ждущий.
Автор: Игорь Ткачев