Уже с 1 января все магазины России будут штрафовать за отказ принимать к оплате пластиковые карты. Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в Министерстве финансов, уже установлены штрафы для торговцев, отказывающихся принимать к оплате банковские карты. Штрафовать таких торговцев будет Роспотребнадзор — на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Штрафы вводятся для стимулирования безналичного оборота, рассказал депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
Согласно поправкам в закон «О защите прав потребителей» и статью 14.8 Кодекса об административных правонарушениях, торговые предприятия с выручкой свыше 60 млн рублей в год уже с мая обязаны принимать к оплате банковские карты. Магазины с меньшим оборотом пока могут продолжать принимать только наличные. Планируется, что до 1 января будет действовать «переходный период», чтобы предприятия смогли подготовиться к новым законодательным нормам.
Кроме обычных торговых точек, поправки коснутся и интернет-магазинов. На расширении способов оплаты в онлайн-торговле уже давно настаивает Национальный совет финансового рынка. Его председатель Андрей Емелин пояснял, что проведение операций через банки сделает интернет-торговлю прозрачней. Сейчас, по его словам, более 70% отрасли — это серый бизнес. Скрывая реальный размер полученных от покупателей наличных платежей, ритейлеры занижают налогооблагаемую базу.
Генеральный директор «Сотмаркет» Всеволод Страх думает, что новые обязательства ударят по средним и мелким онлайн-магазинам, маржинальность которых, как правило, невелика. «Для них покупка терминалов — слишком дорогое удовольствие», – говорит он. При этом, по его словам, все более-менее крупные магазины и без указки из Минфина пользуются такими терминалами.
По оценке члена президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Михаила Герасимова, за проведение операций по приему платежей банками с торговой организации удерживается комиссия от 1% до 3–5 %. Поэтому торговой компании всегда выгоднее получать наличные и не платить проценты с проведения безналичного карточного платежа от покупателя.
Первый проректор НИУ-ВШЭ, профессор Вадим Радаев рассказал Oborot.ru, что величина комиссии зависит в первую очередь от торгового оборота, размера компании и ее типа – федеральная и региональная. Самые «сладкие» условия достаются крупным федеральным торговым сетям с большим оборотом. Им прием безнала обойдется в 1,5% , а малому и среднему бизнесу – 2-2,1%. Однако для интернет-эквайринга эта величина сразу возрастает до 3% и более. При этом продавец не имеет права переложить свои затраты по приему безналичных платежей на покупателя: правила международных платежных систем запрещают варьировать цену в зависимости от способа оплаты.
В то же время, аудитория интернет-магазинов сама не особо стремится к оплате пластиком. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, более двух третей покупателей продолжают рассчитываться наличными, еще 10% делают офлайн-предоплату. Директор по развитию ГК АльпИндустрия Василий Федосеев объясняет это тем, что покупатели опасаются платить деньги «вперед и неизвестно кому».
*Примечание редакции: Мы надеемся, что под «отказом принимать к оплате банковские карты» Роспотребнадзор не станет понимать технические проблемы, которые могут возникнуть у магазинов по вине банков или сотовых операторов.