Использование
оптических иллюзий в архитектуре – прием далеко не новый. Самый
впечатляющий пример – Парфенон, главный храм афинского Акрополя. При
строительстве Парфенона архитекторы сделали акцент на колоннах храма.
Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований,
строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали.
Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется
большим по размеру, чем на самом деле.
Мозаичные полы античных художников
поражают воображение: древнеримские скульпторы, используя знания
законов оптики и перспективы, создавали красивейшие оптические иллюзии
прямо под ногами.
В Средние века и в эпоху Возрождения
людей вновь стали интересовать наука, живопись и скульптура. Влияние
художников эпохи Ренессанса чувствуется в строгом \»научном\» дизайне
этих \»иллюзорных\» полов, раскрашенных в строгом соответствии с законами
оптики и перспективы. Ощущение объемности рисунка настолько сильно, что
возникает искушение потрогать \»кубики\» руками.
Современные художники используют
традиционные приемы и стили в качестве точки отсчета, а затем облекают
их в неожиданную оболочку для создания чего-то нового. Так поступил и
французский художник Питер Делавье, обернув здание, находящее на
реконструкции, непромокаемым брезентом, на котором изобразил то же
самое здание в манере Сальвадора Дали. Создается полная иллюзия того,
что здание тает на парижском солнце, как мороженое.
Еще одно здание-иллюзия. Умелое
сочетание строгих форм камня, живых растений, штор с фоторисунком и
флагов в виде листьев создает ощущение, что внутри здания бушует
тропический лес.
Нидерландский художник-график Мариуц
Корнелис Эшер вошел в историю своими \»невозможными рисунками\» зданий и
архитектурных объектов, при создании которых он использовал свои знания
о психологии восприятия трехмерного пространства. \»Невозможные здания\»
Эшера – трехмерные строения, с обычной, на первый взгляд перспективой,
в которых, однако, при внимательном рассмотрении можно увидеть
противоречия с основными законами физика пространства..
Многие архитекторы приняли вызов Эшера и попытались создать реальные объекты по архитектурным иллюзиям художника.
Самая простая оптическая иллюзия в архитектуре – перевернутый с ног на голову дом. Точнее – с фундамента на крышу.
Знаменитый \»Танцующий дом\» был построен
в Чехословакии в 1992 годы. Сейчас в нем находятся лучшие рестораны
Праги. Посетителям открывается великолепный вид на город, а город вот
уже больше 10 лет украшает \»пританцовывающий\» ресторан.
А вот дома-иллюзии Роя
Лихтенштейна. Таких домов в мире существует всего два: в Нью-Йорке и
Вашингтоне. Ньюйоркский домик сделан из оргстекла, а его вашингтонский
\»собрат\» – из раскрашенного алюминия. За \»окном\» виртуального домика
можно сфотографироваться.
Оптические иллюзии, которые предлагают
нам архитекторы, вовсе не обязательно принимают формы домов, храмов и
беседок. Такой вот пешеходный мост создан был специально к
Олимпиаде-2004 и создает особую игру света и теней, принимая обманчивые
для глаза формы.
Каждый этаж этого здания,
расположенного в Мельбурне, имеет одну и ту же высоту, однако сложный
рисунок из темных и светлых прямоугольников в сочетании с параллельными
оранжевыми полосами создает совсем иное впечатление.