Корабль-призрак — термин, используемый чаще всего в произведениях художественной литературы, корабль на плаву, не обитаемый экипажем. Термин также может обозначать реальное судно, которое (часто как видение) было замечено после того, как затонуло, или обнаружено в море без команды на борту.
Легенды и сообщения о кораблях-призраках распространены по всему миру. В большинстве случаев они связаны с какими-то кораблекрушениями. Обычно корабли-призраки изображают именно сцены своего крушения, которые они могут повторять снова и снова. Особенно это характерно для ночей, когда бывает шторм.
Хотя корабль считается легендой, история Октавиуса остается одной из самых знаменитых. В 1775 г китобойное судно Геральд натолкнулось на корабль Октавиус, бесцельно плывущим вдоль побережья Гренландии. Члены команды Геральда взошли на Октавиус и обнаружили застывшие от холода тела экипажа и пассажиров. Капитан корабля был найден у себя в каюте, в середине заполнения журнала, на котором стоял 1762 г. Согласно легенде капитан поспорил, что быстро вернется в Англию по Восточному пути, но корабль застрял во льдах.
2. Джойта
Этот корабль нашли пустым в южной части Тихого океана в 1955 г. Он направлялся к островам Токелау, когда что-то случилось. Прошло уже несколько часов, когда была снаряжена спасательная команда. Корабль, однако, обнаружили, через 5 недель. На судне не было пассажиров, команды, груза и спасательных шлюпок, а один бок был серьезно поврежден. После более тщательного исследования оказалось, что радиоволна Джойты была настроена на сигнал бедствия, а на палубе нашли сумку врача и несколько кровавых повязок. Никого из команды так больше и не увидели, и тайна не была раскрыта.
3. Леди Лавибонд
Капитан корабля Симон Пил только что женился и решил поехать в круиз, чтобы отпраздновать это событие. С собой он взял свою жену, несмотря на старые приметы моряков о том, что женщина на корабле к несчастью, и отправился 13 февраля 1748 г. К несчастью для Пила, его первый помощник также был влюблен в его жену и от ревности и злости повел корабль прямо на песчаную отмель. Леди Лавибонд затонула, потянув за собой всех, кто был на борту. По легенде со времени кораблекрушения судно видели возле Кента каждые 50 лет.
4. Мария Целеста
Мария Целеста – торговое судно, брошенное командой и плывущее по Атлантическому океану. Корабль находился в пригодных условиях с поднятыми парусами и полным запасом еды. Но все его шлюпки, журнал капитана и, что более важно, команда таинственно исчезли. Не было признаков борьбы, а весь алкоголь и вещи команды оставались нетронутыми, что исключает пиратов. Самой вероятной теорией является то, что шторм или технические неполадки заставили команду покинуть корабль.
5. Летучий Голландец
В морском фольклоре нет корабля-призрака более известного, чем Летучий Голландец. Впервые корабль упоминался в 1700 е гг в книге Джорджа Бэррингтона «Путешествие к гавани Ботани». Согласно истории, Летучий Голландец был судном из Амстердама. Капитаном являлся Ван дер Декен. Корабль направлялся в Ост-Индию, когда его настиг шторм возле мыса Доброй Надежды. Полный решимости продолжить путь, Ван дер Декен сошел с ума, убил своего первого помощника и поклялся пересечь мыс. Несмотря на его усилия, корабль потонул, и, как гласит легенда, капитан и его призрачный корабль обречены скитаться по морям вечно.
6. Призраки Великих озер.
Великие озера расположены между Канадой и США. Общая площадь этих озер, составляет 245,2 тыс. км2.
В сентябре 1678 года, корабль Гриффон отплыл от левого берега озера Мичиган и исчез. Однако, спустя несколько лет, моряки утверждали, что видели Гриффон на плаву.
Знаменитое грузовое судно, Эдмунд Фицджеральд, должен был отправиться из штата Висконсин в Детройт с 26 тоннами груза. Кораблю не суждено было доплыть до пункта назначения, внезапно налетел шторм и судно затонуло, а вместе с ним и 26 членов экипажа. Судно удалось обнаружить спустя 10 лет, во время изучения глубины озера Верхнее. Один из дайверов клялся, что видел человека в корабле. Когда он подплыл поближе увидел как человек лежащий на койке повернулся к нему лицом и смотрел на него.
7. Iron Mountain
Понятно, что корабль мог потеряться и утонуть в огромном океане или море, но как судно может исчезнуть в реке без следа? В июне 1872 года, судно S.S. Iron Mountain следовало из Виксбурга в Питтсбург, по реке Миссисипи. Когда корабль не приплыл в назначенное время, к нему отправили буксир. После нескольких дней поиска, корабль так и нашли, а часть груза которую он вез, появилась на поверхности воды. Корабль просто исчез.
8. Кэрролл А. Диринг
Это был бунт, пиратство или странные сверхъестественные опыты в Бермудском треугольнике, что ограбили Кэрролл А. Диринг и ее экипаж? Это пяти-мачтовая коммерческая шхуна была на обратном пути доставляя уголь из Вирджинии в Рио, и во время остановки в Барбадосе, первый помощник был арестован , но был выпущен с помощью капитана под залог.
Корабль был замечен в Северной Каролине один из членов его экипажа сообщил на маяк, что «Диринг» потерял оба якоря, и попросил известить об этом судовладельцев. Никаких повреждений на шхуне замечено не было. Но в следующий раз он был замечен был, когда он сел на мель в мыса Хаттерас, Северная Каролина, примерно в 50 милях севернее маяка без экипажа, без спасательных шлюпок, под всеми парусами и с ужином, подогревавшимся на плите. Здесь же сидели две кошки. Исчезли почти весь багаж и одежда членов экипажа, а также большой чемодан капитана, его саквояж и парусиновая сумка. Если бы он покидал судно в минуту опасности, то не стал бы брать с собой такие тяжелые предметы. В каюте капитана на столе осталась карта, на которой курс корабля был проложен его рукой лишь до определенной точки, после чего почерк резко изменялся; несколько пар резиновых сапог, валявшихся тут же, указывали на то, что сюда заходил не только капитан. Кроме того, в одном из отсеков его каюты, по всей видимости, ночевал кто-то посторонний…
9. Baychimo
Построенное в Швеции в 1911 году Байчимо был торговым кораблем перевозящим, шкуры животных, его основной курс проходил через Северо-запад Канады.
В 1931 году во время очередного рейса, корабль застрял во льду вблизи береговой линии города Курган. Через неделю лед под “Байчимо” треснул, и моряки смогли продолжить свое плаванье. Спустя 8 дней история повторилась, тогда капитан принял решение сойти на берег и дождаться оттепели. Спустя месяц, после того, как прошла сильная метель, экипаж отправился назад – к месту заточения их судна. Но к всеобщему удивлению “Байчимо” исчез и матросы решили, что он затонул. Через несколько дней с экипажем пропавшего корабля по радио связалась служба береговой охраны, сообщившая, что их судно было обнаружена в 45 милях от их лагеря. Как ни удивительно, но “Байчимо” снова застрял во льду.
Руководство компании “Гудзонов Залив”, владевшей “Байчимо”, приняло решение оставить его заключенным во льдах, в виду того, что корпус судна был сильно поврежден. Несмотря на этот факт, “Байчимо” одним только ведомым ему способом смог вырваться из ледяного плена и преспокойно бороздил воды Берингова моря в течении 38 лет.
С тех самых пор “Байчимо” видели множество раз вблизи Аляски. Последняя встреча с этим необычным кораблем датирована 1969 годом. А в 2006 году правительство Аляски развернуло операцию по обнаружению и последующему затоплению неуловимого корабля-призрака, которая до сих пор не увенчалась успехом.
10. Шхуна Дженни
«4 мая 1823. Нет пищи в течение 71 дня. Я только один остался в живых. «Капитан, который написал это сообщение все еще сидел в кресле с пером в руке, когда это сообщение было обнаружено в его журнале спустя 17 лет. Его тело, и тела других 6 человек на борту британской шхуны «Дженни » были сохранены в холодной погоде Антарктики, где корабль сковало во льду и привело к смерти людей. Экипаж китобойного судна, который обнаружил Дженни после бедствия, похоронили пассажиров, в том числе собаку, в море.
11. Элиза Баттл
«Элизу» спустили на воду в 1852 году в Индиане. Это был речной пароход класса «люкс», на котором катались только богачи и государственные мужи — с женами и детьми. Холодной ночью в феврале 1858 г. на палубе судна воспламенились тюки с хлопком, деревянный пароход объял пожар, раздуваемый сильным морозным ветром. «Элиза Баттл» шла по реке Томбигби. В дыму и огне погибло 100 человек, еще 26 пропали без вести. Судно затонуло на глубине 9 метров и покоится на месте крушения по сей день.
Говорят, что во время весенних паводков, при полной луне ночью можно узреть, как речной пароходик всплывает со дна и ходит по реке туда-сюда. На борту играет музыка и пылает пожар. Огонь так ярок, что легко читается название судна — «Элиза Баттл».
12. Янг Тизер
Эта проворная корсарская шхуна была построена в 1813 году с единственным предназначением: грабить торговые суда Британской Империи, которые ходят в порт Галифакс (Новая Шотландия). В то время то, что мы называем Канадой, принадлежало англичанам, обида на которых была велика после войны между Соединенным Королевством и США 1812 года.
Из Новой Шотландии быстроходный «Тизер» привозил хорошие трофеи. В июне 1813 г. За шхуной гнались корсары английской администрации, но «Янг Тизер» успел скрыться в волшебным образом сгустившемся тумане. Несколько дней спустя шхуну загнали в угол 74-пушечные британские линкоры «Ла Хог» и «Орфей». «Янг Тизер» решено было брать на абордаж. Как только пятерка абордажных лодок приблизилась к кораблю, «Тизер» взорвался. Семеро британцев выжили и рассказывали, как корсар в чине лейтенанта бежал к арсеналу шхуны с горящей деревяшкой и выглядел сумасшедшим. Большинство погибших приватиров нашло покой в неподписанных могилах на англиканском кладбище в Махоун Бей.
Вскоре один за другим стали объявляться очевидцы странных явлений. Якобы видели «Янг Тизер» в огне на плаву. Летом следующего года любопытные местные жители организовали лодочный культпоход к месту гибели шхуны, чтобы разглядеть привидение поближе. А привидение размером с корабль, дав на себя полюбоваться, исчезло в клубах огня и дыма. С тех пор в Махоун Бей ежегодно собираются туристы со всей страны. И «Янг Тизер» взрывается у них глазах вновь и вновь. Привидение особенно любит являться в туманные ночи при полной луне.
13. Джиан Сен (The Jian Seng)
Список кораблей-призраков пополняется и в наши дни.
Австралийский патрульный самолет заметил 80-метровый танкер неизвестного происхождения в заливе Карпентария в 2006 году. Название судна, «Джиан Сен», было вымарано, но вполне читаемо на всех документах, которые удалось найти на пустом танкере таможенникам. Никаких данных о том, что «Джиан Сен» незаконно рыбачил или перевозил нелегалов, не было. Нашлось довольно много риса.
Предполагается, что судно без команды шло на буксире, но трос оборвался. Дрейф корабля-призрака продолжался не один день, поэтому двигатели «Джиан Сен» запустить не удалось. Судно затопили на глубоководье. Там, на глубине, красиво и покой. Политики высказывались, что на таких вот танкерах индонезийцы нелегально доставляют в Австралию наркотики и мигрантов.
14. The High Aim 6
Убийство, мятеж и гниющая рыба – история High Aim 6 является странной. Этот тайваньский корабль был найден дрейфующим в австралийских водах без экипажа в 2003 году, хотя на нём оставалось много топлива, а также личные вещи экипажа и наполненный вонючими морепродуктами трюм. Судебно-медицинская экспертиза не смогла найти никаких признаков борьбы, и поиск в районе 7300 морских миль оказался без единой улики, но через 10 дней после того как судно было обнаружено, был совершен звонок из Индонезии по сотовому телефону пропавшего инженера судна. Единственный член экипажа которого выследили утверждал, что капитан и инженер были убиты, а экипаж отправился обратно домой, он не дал четкого объяснения того случая, мотивов и деталей дела..
15. Любовь Орлова
В Атлантике дрейфует корабль-призрак. Бывший советский лайнер \»Любовь Орлова\», сменив нескольких владельцев, оказался брошенным на произвол судьбы в океане. Выйти на его след пытается береговая охрана и сотни энтузиастов по всему миру. В Facebook даже появилась страничка, которая так и называется: \»Где ты, Любовь Орлова?\»
Иранский торговец металлоломом купил российский корабль, чтобы разобрать его на запчасти в Доминиканской Республике. Во время морского перехода лайнер оторвался от буксира.
В течение нескольких десятилетий круизный корабль «Любовь Орлова» покорял Арктику, но в последние два года он стоял в порту канадского города Сент-Джонс из-за технической неисправности.
Последний раз \»Любовь Орлову\» видели больше недели назад. Ее передвижение заметило Национальное агентство геопространственной разведки США. По его данным, брошенное судно двигалось по Атлантике в сторону Ирландского берега. Однако эксперты береговой охраны Ирландии так и не смогли подтвердить эту информацию. Корабль опять пропал. Это судно уже называют кораблем-призраком.
Бывший советский лайнер, получившей свое имя в честь знаменитой актрисы, прожил долгую и интересную жизнь. Он был спущен на воду в 1976 году, до 1999 года был в составе Дальневосточного пароходства, затем его продали на Мальту некоей компании с участием российского капитала. 100-метровый теплоход стал ходить в арктические круизы вдоль канадского берега под флагом острова Кука.
Однако в 2010 году судно арестовали за долги. Простояв на приколе в Канадском порту два года, судно нашло нового владельца. Но не новую жизнь. Купивший \»Любовь Орлову\» бизнесмен решил продать ее на металлолом в Доминикану. Однако, как только лайнер отошел от канадского берега, начался шторм. Было принято решение бросить корабль.
Зимой Атлантика — далеко не самое приятное место для судов. Однако эксперты предполагают, что \»Любови Орловой\» было по силам перейти океан даже без команды. Течением весь мусор от Канадского берега прибивает именно к Ирландии, так что пункт назначения понятен.
Однако ирландская береговая охрана, которая пытается найти судно перед тем, как оно сядет на мель или будет выброшено на скалистый берег, подозревает, что если в ближайшие дни найти судно не удастся, это будет означать, что оно все же затонуло.
За тот месяц, пока идут поиски \»Любови Орловой\», она стала мировой знаменитостью. Энтузиасты по обе стороны Атлантики и даже из Австралии пытаются сами обнаружить ее местонахождение. В Facebook появилось сообщество, которое так и называется: \»Где ты, Любовь Орлова?\» В Интернете бойко раскупаются футболки с фразой: \»А ты видел Орлову?\» В Twitter появился аккаунт с тем же именем.
Кто-то постоянно размещает посты от имени корабля, которые сводятся к одной мысли: \»Любовь Орлова\» счастлива, потому что она в вечном офшоре. Часть энтузиастов выдвигают предложение: в случае, если корабль обнаружится, не сдавать его на металлолом, а превратить в морской музей. Но даже если местонахождение лайнера найти не удастся, \»Любовь Орлова\» продолжит свою жизнь, но уже в Интернете и в воображении любителей морских тайн.
16. Kaz II
В 2007 году был обнаружен катамаран Kaz II. Двигатель небольшого судна был запущен, а в каюте стоял включенный ноутбук. Люди с катамарана так и не были найдены. Предположительно, один из них упал за борт, второй сразу бросился ему помогать, а вот третий успел запустить двигатель и полез сворачивать парус, но в спешке получил реей по спине и также оказался в воде.
17. Уранг Медан (Ourang Medan)
Малаккский пролив, находящийся между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра на протяжении нескольких столетий был известен как торговый путь, по которому проходят маршруты грузовых кораблей. Несмотря на то, что большинство этих суден без происшествий добирались до пункта назначения, в истории пролива есть одно темное пятно.
В июне 1947 года сигнал SOS был получен от голландского судна Уранг Медан. Голландские и английские радиостанции локализировали сигнал и определили, что корабль, с которого он исходил, находился в Маллакском проливе. Вместе с сигналом поступило сообщение: «Все офицеры, в том числе и капитан, лежат мертвые в штурманской рубке и на мостике. Вероятно, вся судовая команда мертва». За ним следовала беспорядочная, не поддающаяся расшифровке серия точек и тире. Сразу после нее – еще одно короткое сообщение: «Я умираю».
Через несколько часов, к Уранг Медан приблизилось судно Silver Star. Поскольку на Уранг Медан не наблюдалось никакой активности и на сигналы, подаваемые с Silver Star, никто не отвечал, несколько членов экипажа спустились на борт голландского корабля. Оказалось, что сообщение, переданное ранее, очень точно описывало ситуацию: абсолютно все члены судовой команды Уранг Медан были мертвы. На телах не было никаких следов насилия. Лица большинства мертвецов были повернуты в сторону солнца, а их глаза и рты были открыты. Позже очевидцы описали уведенное как выражение ужаса, запечатленное на лицах мертвецов. Судовой пес также был найден мертвым.
Капитаном Silver Star было принято решение отбуксировать в порт, но сделать этого так и не удалось: с нижних палуб начал подниматься дым, и после того, как экипаж Silver Star эвакуировался, Уранг Медан взорвался с такой силой, что его корпус буквально подкинуло над поверхностью воды.
То, что на самом деле произошло в тот день, до сих пор остается тайной. Имеют место предположения, что команда была отравлена. В таком случае, причиной смерти экипажа могло стать либо большое количество природного газа, поднявшегося со дна моря, либо неизвестный груз, находившийся на борту самого корабля.
Согласно историку Рою Бейнтону (Roy Bainton), занимающемуся исследованием данной загадки, поиски данных о судне в архивах Амстердама только увеличили количество вопросов: оказалось, что Уранг Медан не был зарегистрирован ни в одном из голландских портов. В свою очередь, запросы информации в Сингапуре остались безответными. Конечно, можно предположить, что корабль на самом деле является обыкновенной моряцкой байкой, но это было бы поспешно, ведь упоминания о нем имеются в бортовых записях Silver Star.
По теории Роя Бейнтона, смерть экипажа была вызвана ядовитым веществом, перевозившимся судном, причем, скорее всего, речь шла о химическом или биологическом оружии. Во время войны, а также после ее окончания в нескольких странах могли продолжать деятельность подразделения вроде японского «Отряда 731», и Уранг Медан вполне мог перевозить продукты этой деятельности. Поскольку подобные действия были запрещены Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года, какие-либо упоминания о корабле, скорее всего, были уничтожены.
18. Истории о кораблях призраках доходят к нам из далекой древности.
15 марта 59 года, живописный городок Байя. Кровожадный император Нерон приказывает префекту Сексту Афранию Бурру казнить моряка Аникета за то, что тот не выполнил приказ императора и не сгубил в морях мать Нерона Агриппу. Яхта Аникета была сожжена, команда брошена на растерзание львам, а сам Аникет убит преторианцами. Вот что по этому поводу в писал Сенека: «Этой же ночью жители Байи увидели в море странный корабль, несущийся на всех парусах при полном штиле. Моряки триремы, той, которая привезла в залив днями раньше Агриппу, клялись, что смогли рассмотреть стоящего за рулем капитана в окровавленном плаще. Они узнали в нем Аникета. И еще жители Байи говорили, что команда была вся из мертвецов».
PS. Бонус:
Вторая гибель \»Титаника\»
1992 год. Северная Атлантика. Норвежские рыбаки ловили сельдь. Неожиданно на сейнере стал барахлить судовой двигатель, и судно легло в дрейф, чтобы устранить неполадку. И вдруг перед глазами моряков из океанской пучины, как им показалось, всплыл огромный корабль. По его палубам в панике металось множество пассажиров.
Люди кричали, плакали и умоляли о помощи. Некоторые бросались за борт в ледяные волны. Норвежские рыбаки застыли в ужасе, многие крестились: это был известный всем морякам «Титаник»! Прошло всего несколько минут, и он вновь ушел под воду.
Из-за сломавшегося двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы чтобы спасти людей в ледяной воде. Они лишь дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе американских ВМС в Северной Атлантике. В указанный район срочно направился военный корабль, к счастью оказавшийся недалеко от места второй гибели знаменитого лайнера. Ему удалось поднять из воды 13 человек, на которых были спасательные жилеты с надписью «Титаник». И вот что поразительно: все они были живы!
В дальнейшем вся информация, связанная с этим случаем, была засекречена. Но со временем утечка все же произошла. Эксперт по морским катастрофам Филлин Старнес рассказал журналистам: «Возможно, в данном случае имело место перемещение лайнера и людей во времени и переход их в другое пространственно-временное измерение. Разбором и анализом происшедшего занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года «Титаник» возник на поверхности, а на его борту были живые люди». С тех пор прошло больше 10 лет, но к каким выводам пришла специальная группа исследователей так и осталось неизвестным.
В 1994 году в водах северной Атлантики команда норвежского рыболовного судна выловила 10-месячную девочку, замерзшую, но живую. Откуда взялся младенец, не умеющий плавать, так далеко от берега и почему остался жив? Малышка плавала привязанной к спасательному кругу с надписью «Титаник». Причем обнаружена она была именно в том месте, где в 1912 году погиб знаменитый корабль. В случившееся трудно поверить, однако позднее ученые, занявшиеся этим делом, действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Дальше исследования продолжить не представлялось возможным. Грудной ребенок, естественно, был не в состоянии рассказать о себе. А когда девочка подросла, то, естественно, не помнила себя в таком юном возрасте.
Эта история также могла уйти в небытие, однако современные исследователи вспомнили и о других фактах, связанных с гибелью «Титаника». Моряки нескольких кораблей, проходивших в наше время мимо места его гибели, уверяли, что видели призрак тонущего гигантского судна. Видение длилось несколько секунд и быстро исчезало.
Большой любитель подобных загадок, исследователь-океанолог Малвин Иддланд взялся за работу и вскоре объявил о своей догадке. Вот что он сказал журналистам: «Я попробую объяснить, что происходит, хотя это противоречит здравому смыслу. Создается впечатление, что в этом районе мира время потеряло свое значение и люди, исчезнувшие еще в 1912 году, неожиданно появляются, словно с ними ничего не произошло, они даже не постарели. Думается, «Титаник» и его пассажиры попали в какую-то ловушку времени». Так возникла версия о «ловушках времени», в которых люди исчезают бесследно и благодаря которым могут появиться в совершенно неожиданной эпохе.
Напомним лишь, что в этой катастрофе погибли 1503 человека.