И уж совсем через 20 лет появились более чем откровенные рассказы:
“Многое из написанного об этом инциденте не совсем точно. Мне пришлось его расследовать, причём — под дикий крик из МИДа (Шеварднадзе тогда рулил).
Итак. Циатата:
\»Орион\» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. В.Кушнир увидел момент сбрасывания буёв, доложил по радио. Потом большую часть переговоров местное начальство стёрло. Но явственно слышно было слово, переспрошенное Кушниром по радио: \»Помешать ?\»
Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы ПОД \»Орионом\», на выходе включая слив топлива. В ноте НАТОвцев было сказано:\»Включал форсаж….\». Это они не разобрались в причине появления белого шлейфа.
В момент, когда Су-27 скрывался под брюхом, \»Орион\» уменьшал скорость и пытался маневрировать. В очередном заходе Василий прошел \»близковато\» и влез килём в винт \»Ориона\», который в этот момент накренился. Экипаж поднял страшный крик по радио, т.к. обломки винта пробили фюзеляж. До дому они дотянули. Василий же после этого ещё пол-часа бдительно дежурил в этой зоне и благополучно вернулся.
На вопрос:\»А где у твоего самолёта часть киля\» он вначале отвечал:\»Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;.
Я потом составил проект ответа на натовскую ноту. Смысл такой:\» Вы, господа, вынудили нашего лётчика действовать решительно, т.к. ваш экипаж сам действовал некорректно, да ещё и с некрасивыми намерениями…\»
Шеварднадзе, надо сказать к его чести, подписал.
А что касается перевода в другой полк — тоже отчасти моя работа.
Позвонили из авиации армии и говорят:;Слушай, тут политработники собираются Василия из партии исключать за допущенные нарушения ! Что делать ?\»
Из партии лётчика — однозначный конец карьеры. Пришлось весьма срочно организовать Василию перевод и вывести его из зоны досягаемости местных ретивых замполитов.»
Вторая цитата:
«Джентльмены,
— совсем ДОСТОВЕРНО то, что действительно творилось в ТОМ полёте и в голове у Васи Цымбала (тут никакие догадки не нужны) я узнал в совершенно непринужденной беседе в Крымске непосредственно от него самого (пусть теперь земля ему будет … небом!):
… В ТОТ период их с БД за@бали:
то Орионы, то вертолёты с кораблей … Обнаглели донельзя — наших пилотов подготовленных во всех условиях было немного, в ДЗ ходили через день, за одно дежурство — по семь-восемь подъёмов. Вот и начали они из простых \»эгоистических\» соображений — чтоб хоть немного поменьше было тревог! — не просто барражировать, а пользоваться \»НЕуставными\» методами воздействия на \»вероятных друзей\»:
… сначала \»пописали\» аварийными сливами на палубу — до ТЕХ дошло эффективно, вертушки у морской границы стали шнырять намного меньше …
… а до Орионов решили \»достучаться\» тупо и понятно: максимальным спутным вихрем. Для этого вставали под него, успокаивались, а затем с максимальной приёмистостью разжигали ПФы и, минимально выскочив вперёд, заламывали перегрузку … делали это МНОГО раз, но до ТЕХ доходило плохо — вот постепенно и пришлось сокращать дистанцию и \»временной интервал\» …»