23 апреля 1928 года в калифорнийском городке Санта-Моника у банковского служащего Джорджа Темпла и его жены Гертруды родилась долгожданная дочка. Ее назвали Ширли. С самого рождения девочки родители решили, что их наследница непременно станет звездой, настоящей принцессой.
Так что уже в 3 года малютку Ширли отправили в знаменитую танцевальную школу миссис Мелджин, где детей учили модной в те времена чечетке. А через несколько месяцев в школу заглянул голливудский продюсер Джек Хейс, который искал юных актеров для музыкального сериала Baby Burlesk. Ширли уже собиралась идти домой, в машине ее ждала мать. Но неожиданно миссис Мелджин позвала их обеих в свой кабинет и спросила, не хочет ли Ширли принять участие в отборе.
Оказалось, что на кастинг пришло несколько десятков детей. Они были завиты, подкрашены и одеты в праздничные наряды. Пришедшая прямо с репетиции Ширли выглядела рядом с ними замарашкой. И все же главная роль в шоу досталась именно ей! После того как сериал закончился, Ширли удалось получить еще несколько небольших ролей. В результате на обаятельную девочку обратила внимание одна из самых могущественных кинокомпаний Голливуда – «Фокс».
В то время эта студия находилась на грани банкротства: Америку накрыла Великая депрессия, и люди очень неохотно ходили в кино. Но после выхода фильма «Встань и поздоровайся», главную роль в котором сыграла Ширли Темпл, все изменилось. Оказалось, что именно эти кудряшки, эта очаровательная улыбка, эти ямочки на щеках – то, что нужно людям, чтобы забыть о безработице и разгуле преступности. «Фоксу» достался настоящий клад, который мог спасти кинокомпанию от разорения. И вся огромная машина студии немедленно начала работать на Ширли. На помощь призвали самых лучших сценаристов, композиторов и актеров Америки.
О знаменитых кудряшках Ширли заботилась ее мама – она своими руками каждый день завивала на голове дочери 56 локонов. А вот с танцевальной школой мисс Темпл пришлось расстаться – в «Фокс» ей наняли частного преподавателя. Никто не должен был видеть, как Ширли учится бить чечетку, ведь ее пресс-агенты убеждали журналистов, что танцевальный талант достался этой девочке от бога. Период обучения в студии Мелджин просто стерли из биографии Ширли. Заодно, чтобы поддержать имидж юного дарования, Гертруда Темпл поменяла дочкино свидетельство о рождении, уменьшив ее возраст на год. Сама Ширли узнала об этом подлоге только в 13 лет.
Каждый новый фильм с участием Ширли оказывался популярнее предыдущего. Когда ей исполнилось шесть лет, она стала самой юной в мире актрисой – обладательницей премии «Оскар». Ей дали награду за то, что, по мнению американской Киноакадемии, она «принесла больше счастья миллионам детей и взрослых, чем любой другой ребенок в мире». И в это же время она поняла, что слава – это не так уж хорошо. «В шесть лет я перестала верить в Санта-Клауса, – грустно вспоминала Ширли в одном из интервью. – Перед Рождеством мама повела меня в магазин, а поздравлявший покупателей Санта попросил у меня автограф».
Уже к 8 годам малышка заработала больше 3 миллионов долларов и попала в десятку самых высокооплачиваемых звезд Голливуда. Ее портреты красовались повсюду – на плакатах, открытках, сувенирах. Компания Ideal Novelty&Тoy Co даже выпустила кукольную копию Ширли. Это была самая популярная игрушка мира – затмить ее славу смогла только появившаяся позже кукла Барби. Именем Ширли назвали даже безалкогольный коктейль. Кстати, когда Темпл выросла, она призналась, что ее тошнит от вкуса этого напитка.
В то время не было телевизоров, поэтому поход в кинотеатр значился на первом месте в списке самый главных семейных развлечений. Фильмы снимались с таким расчётом, чтобы они были интересными для зрителей любого возраста. Это вовсе не означает, что не было сугубо «детского» кино. Наибольшей популярностью пользовались ленты категории «В» и сериалы для утренних сеансов,предназначенные специально для детей, хотя и взрослые нередко забредали в кинотетары, чтобы посмотреть эти картины. И, в первую очередь, увидеть её — малютку Ширли.
Америку захватила «темпломания». Маленькая кудрявая девочка с неотразимой улыбкой и ямочками на румяных щёчках нравилась, кажется, абсолютно всем. Она могла украсить любой, даже самый занудный, самый провальный фильм и в трудные годы Великой депрессии обеспечивала высокие сборы, спасая кинокомпании от банкротства. Журналисты и критики писали, что Темпл умеет растопить лёд даже в самом ожесточённом, самом суровом сердце.
«Маленькая принцесса» из Голливуда неизменно подкупала измученных житейскими невзгодами взрослых своей детской непосредственностью и тем, как свободно и легко она чувствовала себя рядом с профессиональными актёрами на съёмочной площадке, перевоспитывая «плохих» героев и награждая своей благосклонностью «хороших». Исполненение детских песенок («На балу у трески», «Зверюшки-крекеры в моём супе», «На леденцовом кораблике» и другие) принесли Темпл ещё большую популярность. Сентиментальный циник Чарлз Буковски потом с умилением вспоминал эту песенку о «зоологическом печенье»…
Ширли пользовалась поистине феноменальным успехом. Так, например, 250 тысяч пластинок с записями рождественских песенок в её исполнении разлетелись с прилавков за три дня. Фирма, которая делала куклы по имени «Ширли», распродала свою продукцию в одном только в Нью-Йорке в количестве пяти миллионов штук. Сувениры с изображением Ширли шли нарасхват. Её изображение красовалось повсюду – на одежде, посуде, стенах домов, в витринах магазинов. Газеты захлёбывались от восторга. Её называли «маленькой очаровательной богиней». С юной актрисой пожелали встретиться писатель Томас Манн и президент Рузвельт. По решению Американской киноакадемии великий Уолт Дисней получил из рук Ширли уникальный приз за «Белоснежку и семь гномов»: одну большую статуэтку «Оскар» и семь маленьких копий…
Каждый день девочка получала 5 тысяч писем от своих поклонников. Ей писали взрослые и дети, богачи и бедняки, здоровые и больные. Одни писали просто так, развлечения ради, другие же обращались к кудрявой крошке за поддержкой. Известно, например, что в 1936 году ей отправил письмо восьмилетний Энди Уорхолл (в будущем – знаменитый художник). В это время у него случилась нервная болезнь, именуемая «Пляской святого Витта» (непроизвольные судорожные сокращения мышц конечностей, туловища и головы), отчего мальчик целых шесть недель был вынужден оставаться в постели. Он лежал, обложившись комиксами и иллюстрированными журналами с фотографиями киноидолов тех лет – Мэй Уэст и Ширли Темпл. Эти журналы приносила ему мать. Увлечённый кинематографом, Энди сочинял письма своим кумирам, и первой, кому он отправил послание, была Ширли Темпл. Вскоре маленький Уорхолл получил ответное письмо и фото актрисы. Энди хранил эту фотографию до конца своих дней. Он признавался, что мало чем он так гордился, как этим письмом и фотографией с автографом Ширли.
14 марта 1935 года шестилетняя Темпл оставила отпечаток своей руки в незастывшем бетоне на одной из аллей Лос-Анджелеса, где по традиции «отмечаются» самые яркие кинозвёзды Америки. Хозяева кинокомпаний не жалели для Темпл гонораров.
Одно присутствие Ширли гарантировало фильму зрительский успех. По кассовым сборам в 1936-1938 годах она опережала таких звёзд, как Гэрри Купер и Кларк Гейбл. Некоторое время она возглавляла список самых прибыльных актёров Америки. Кларк Гейбл, уже снявшийся в фильмах «Сьюзен Ленокс», «Одержимая» и «Китайские моря» (вскоре он исполнит одну из главных ролей в фильме «Унесённые ветром»), был лишь вторым. В 1936 году Ширли заработала более 120 тысяч долларов, в 1937-м – 163 тысячи, а ещё через год опередила по доходам президента «Дженерал моторс». В итоге она заработала более 3 миллионов долларов.
В газетах писали, что Ширли мирит влюблёных, оберегает супругов от разводов, укрепляет семьи и находит друзей для одиноких людей. «Это талантливейший ребёнок, второго такого никогда больше не будет», — восхищались девочкой журналисты. Впрочем, не все критики сходились на этом мнении. Известно высказывание одного из продюсеров «Уинн-Дикси», когда он увидел фильм с участием Темпл: — Боже, как она переигрывает! Какой-то расторопный манекенчик.
Говорили, что девочка, пытающаяся играть «как взрослая», вскоре перестанет интересовать публику, поскольку «цирковые номера быстро приедаются».Тем не менее, уже в шестилетнем возрасте Ширли получила своего Оскара за роль в картине Фрэнка Ллойда «Мятеж на Баунти». Сегодня этот Оскар называют «ненастоящим», «детским». Самой юной лауреаткой Оскара («настоящей»!) считается Тэйтум О’Нил, которая заслужила заветную статуэтку в возрасте десяти с половиной лет. А Темпл стала первой – и единственной – обладательницей «почётной детской» награды Американской киноакадемии.
В книге «На земле и в небе» Герой Советского Союза М.М. Громов вспоминает свой беспосадочный полёт из Москвы в США в 1937 году, который совершил вместе с А.Б. Юмашевым и С.А. Данилиным, и описывает посещение Голливуда. «Принимала нас, т.е. играла роль «хозяйки Голливуда» и знакомила с этой американской «фабрикой грёз» шестилетняя кинозвезда — очаровательная Ширли Темпл, пользовавшаяся в то время большой популярностью. Разговаривая с нами, эта крошечная девочка вела себя как взрослый человек, принимающий гостей в своём доме. Она даже была осведомлена о том, что мы установили авиационный рекорд дальности, хотя вряд ли понимала, что это такое. Забавно было наблюдать за этой крохой за столом: она вела светский разговор и явно чувствовала себя «хозяйкой положения».
Разумеется, каждый ребенок мечтал повторить судьбу Ширли, а все кинокомпании судорожно пытались найти свою юную звездочку. Среди девочек, которых матери приводили на пороги киностудий, была даже Норма Джин Бейкер, которая гораздо позже превратилась в знаменитую Мэрилин Монро. Но на рынке детей-актеров и ей не нашлось места, там единолично царствовала Ширли Темпл. Она была уникальна и незаменима. Только продлилось это совсем недолго.
Все закончилось в 1940 году. Компания MGM начала съемки фильма «Волшебник из страны Оз». Ширли пробовалась на роль Дороти, но ей неожиданно предпочли другую девочку, Джуди Гарлэнд. В ответ боссы «Фокса» решили экранизировать еще одну сверхпопулярную сказку – «Синюю птицу». Роль девочки Митиль, конечно же, предназначалась Ширли. Однако лента с Джуди Гарлэнд оказалась гораздо популярнее. А следующий фильм Ширли «Молодые люди» и вовсе откровенно провалился. Дело в том, что Ширли уже исполнилось 12 лет, и она перестала быть очаровательным карапузом с пухлыми щечками. Публика не желала простить ей то, что она взрослеет, как и все дети. И тогда продюсеры кинокомпании «Фокс», забыв, что это девочка спасла студию от банкротства, решили отказаться от Ширли. Это был нормальный, очень взрослый коммерческий ход. Она оказалась ненужной.
Поговаривали, что Темпл стала злоупотреблять алкоголем. Хозяин MGA заявил Ширли, что больше не нуждается в её услугах. «Но агенты никогда не бросают звёзд, – заплакала бывшая чудо-малышка. – Это звёзды бросают агентов». « Глупая Ширли, – вздохнул босс, промокая ей глаза накрахмаленным платочком. – Ты уволена». И всё же ей хватило сил, познав неудачи, не пуститься во все тяжкие: пьянство, наркомания, аморальнное поведение. Её могла постичь судьба многих «вундеркиндов» кино – признание, слава, богатство, а потом забвение и жестокое разочарование жизнью. Но Ширли сумела найти свое призвание в другой сфере человеческой деятельности.
В одночасье из кинозвезды Ширли Темпл превратилась в совершенно обычную девочку. Она наконец-то пошла в школу (до этого учителя приходили к ней на дом) и стала общаться со своими сверстниками. В конце Второй Мировой войны Ширли попыталась вернуться в кино и снялась в нескольких фильмах. Они собрали неплохую кассу. Ширли выросла хорошенькой девушкой. Она вряд ли смогла бы повторить свой детский успех, но стать взрослой актрисой средней популярности ей было вполне под силу. В 1945 году она вышла замуж и через 2 года, лучась от счастья, объявила прессе о своей беременности. Вскоре у нее родилась чудесная дочь, а сама она сыграла в прекрасном фильме «Форт Апач» с Хенри Фондой. Но в 1949 году Ширли и ее муж Джон Агар развелись. После этого Ширли Темпл навсегда исчезла с киноэкранов.
В это время с Ширли пожелал встретится сам шеф ФБР Эдгар Гувер. Разумеется, он знал Ширли ещё тогда, когда она была ребёнком. Гувер пригласил актрису в свой кабинет, чтобы с балкона полюбоваться парадом, проходившим по Пенсильвания-авеню. В память об этой встрече он подарил ей… пистолет в виде авторучки. Авторучка стреляла слезоточивым газом. «На лице Гувера в этот момент гуляла улыбка Санта-Клауса, » – скажет потом Ширли. Ответным подарком Темпл стало одно из её платьиц, размер которого «оказался для Гувера слишком маленьким».
От депрессии Темпл излечили новая любовь и новое замужество. Ее избранника звали Чарльз Элден Блэк. В 1950 году Ширли вступила в брак с бизнесменом из Сан-Франциско и родила ему двоих детей – сына и дочь. Позже одна из их дочерей – Лори «Лоракс» Блэк – станет рок-музыканткой, которая играла на бас-гитаре в группе «Melvins». Все свои силы Ширли посвящала заботе о семье и больше не думала о работе в кино.
В 1957 году она вновь вернулась к своим поклонникам. На этот раз в телешоу «Книга сказок Ширли Темпл» и «Театр Ширли Темпл». Она стала всеамериканской доброй мамой, кем-то вроде нашей Валентины Леонтьевой с ее передачей «В гостях у сказки». У нее появились тысячи новых поклонников, многие из которых даже не знали о ее сумасшедшей популярности в 1930-е годы – их тогда попросту не было на свете.
А в середине 1960-х годов карьера Ширли вновь круто изменилась. С экранов телевизоров она переместилась в мир политики. Став членом республиканской партии, она занялась предвыборной агитацией. Так что Ричард Никсон стал президентом США в том числе и благодаря Ширли. После этого миссис Темпл-Блэк (теперь она называла себя только так) решила стать сенатором. Но, увы, она проиграла выборы. Ее соперник постоянно высмеивал Ширли во время дебатов. «Смотрите, – говорил он, – мисс Чечетка хочет заниматься политикой. Вы хотите доверить свои судьбы девочке из шоу-бизнеса?»
Но Ширли научилась принимать неудачи со спокойным сердцем и почти не расстроилась. Она стала делегатом ассамблеи ООН и даже побывала в СССР – в составе советско-американской комиссии по разоружению. В начале 1970-х годов врачи поставили Ширли страшный диагноз – рак груди. Даже в наши дни такое известие часто убивает в женщине волю к жизни. Но Ширли всегда была сильной девочкой. У нее была хорошая школа. Когда она была совсем крошкой, ей не всегда хотелось улыбаться во время съемок. Но мама подталкивала ее в спину и приговаривала: «Сияй, Ширли, сияй!» И Ширли послушно распахивала свои огромные глаза, в мгновение становясь самой счастливой девочкой на Земле. Она не собиралась сдаваться и на этот раз.
Ширли Темпл стала первой знаменитостью, которая сообщила прессе, что у нее рак. 3 ноября 1972 года ей сделали операцию мастэктомии. Через три недели после операции она снова выступила с заявлением для прессы. «Теперь я совершенно здорова, – сказала Ширли. – Как видите, рак вовсе не смертельная болезнь. При одном условии: диагноз должен быть поставлен как можно раньше». Ее слова возымели поистине волшебный эффект. Американское общество по борьбе с раком обнаружило, что число женщин, которые приходят на профилактические обследования, возросло на 30%.
Тяжелая болезнь помогла политической карьере Ширли. В 1974 году новый американский президент Форд назначил ее послом в республике Гана, что на западе Африки. А после возвращения на родину Ширли стала начальником президентской службы протокола. Ни разу до нее этот пост не занимала женщина. Ширли снова была первой.
Во время правления Рейгана Ширли работала в Государственном департаменте. Она занималась подготовкой будущих послов и консулов. А весной 1989 года она и сама вновь отправилась представлять интересы США за границу – в Чехословакию. На ее глазах произошла «бархатная» революция. Она поддерживала Вацлава Гавела во время первых выборов президента Чехословакии. А когда в Белый дом на смену Джорджу Бушу пришел Билл Клинтон, Ширли снова вернулась домой и села писать мемуары. 23 апреля 2012 года миссис Ширли Темпл-Блэк отметила свое 84-летие. Она по-прежнему получает сотни писем от поклонников каждую неделю. Этот поток корреспонденции не прекращается всю ее жизнь. Маленькую и большую.
Последние 2 месяца я потратил на пересмотр всей фильмографии Ширли. Большинство работ никогда у нас не демонстрировались, и только благодаря неравнодушным людям РУТРЕКЕРА, мы имеем возможность смотреть очень редкие, \»импортированные\» из Китая, Германии и других стран картины.
Из всего многообразия фильмов я выделил пять, которые очень рекомендую посмотреть именно в такой последовательности:
1) Сияющие глазки / Bright Eyes (1934)
2) Маленький полковник / The Little Colonel (1935)
3) Кудряшка / Curly Top (1935)
4) Капитан Январь / Captain January (1936)
5) Хейди / Heidi (1937)
6) Маленькая принцесса / The Little Princess (1939)