Многие виртуальные бренды из кинофильмов и видеоигр становятся настолько популярны и легкоузнаваемы, что создается иллюзия их реального существования. Многие из них уже более полувека кочуют из кинофильма в кинофильм. А нередко вымышленные торговые марки впоследствии появляются и в реальном мире.
Для того, чтобы избежать обвинений в нарушении прав на торговую марку и обвинений в скрытой рекламе, многие режиссеры идут на небольшую хитрость — придумывают собственные торговые марки. Названия транспортных компаний, сигарет и алкогольных напитков, которые используется в художественных фильмах и телесериалах, являются брендами-реквизитами, создаваемыми специально для кино.
Бренд существует уже более 10 лет. Впервые его логотип, на котором изображен стилизованный глаз или остров, появился в 1996 году. Самолеты авиакомпании Oceanic Airlines часто появляются в фильмах-катастрофах («Остаться в живых», «Приказано уничтожить» и др).
Red Apple
Самая известная из выдуманных торговых марок сигарет. Впервые появилась на экране в фильме «Бешеные псы» Квентина Тарантино, а затем и в других кинофильмах: «От заката до рассвета», «Криминальное чтиво» и др.
Acme или Acme Corporation
Аббревиатура расшифровывается как «A Company Making Everything», то есть «Фирма, делающая всё, что угодно». Эта вымышленная торговая марка существует в мультсериалах и голливудских кинофильмах.
Morley
Вымышленный бренд сигарет, дизайн упаковки которого полностью копирует известную марку Marlboro. Впервые сигареты Morley появились в 1963 году в американском телесериале на канале CBS, затем были фильмы X-Files (сигареты «Курильщика»), «Миссия невыполнима», «Взвод» и «200 сигарет», сериалы «Побег», «Баффи — истребительница вампиров», «Нэш Бриджес» и множестве других.
Finder-Spyder
Вымышленный поисковик появляется в различных телевизионных шоу и художественных фильмах: «Декстер «, «C.S.I.: Место преступления», «Во все тяжкие» и др.
Slurm
Вымышленный напиток из мультсериала «Футурама», представляет собой пародию на напиток Coca-cola.
Slusho
Вымышленный напиток из проектов Дж. Дж. Абрамса. Впервые он появился в сериале «Шпионка», затем в фильме «Монстро», был замечен также в «Героях» и «За гранью». Слоган бренда: You can’t drink just six (Даже если выпить шесть – будет мало).
Nuka-Cola (Ядер-Кола)
Вымышленный напиток в культовой компьютерной ролевой игре «Fallout». Ядер-Кола представлена во всех играх серии Fallout. В Fallout: Brotherhood of Steel она была заменена на бренд из реального мира — энергетический напиток Bawls.
Nuka-Cola была доступна и в реальной жизни. На ежегодной выставке E3 2008 в качестве предмета промо-акции Fallout 3 людям раздавались бутылки с настоящим напитком под этим брендом. Бутылка сильно напоминала бутылку Кока-Колы 1950-х годов.
Duff
Вымышленный сорт пива из сериала «Симпсоны». Любимый сорт Гомера Симпсона. Дафф является пародией на массовое американское пиво: среднего качества, дешевое, с назойливой рекламой.
Несмотря на то, что создатель «Симпсонов» Мэтт Грейнинг заявил, что никогда не позволит выпускать настоящее пиво под маркой Duff, в ряде стран (Италия, Австралия, Великобритания и другие) пиво под названием Duff есть в свободной продаже.
Heisler, Jekyll Island, Penzburg
Пиво Heisler, Jekyll Island, Penzburg были созданы дизайн студией Independent Studio Services, крупнейшего поставщика кинореквизита в США. Heilsen, например, пили в сериале «Безумная любовь» (Mad love) и «Меня зовут Эрл» (My Name Is Earl).
Пистолет системы Подбырина
В американском боевике «Красная жара» герой Арнольда Шварцнеггера имел «самый лучший в мире — советский пистолет системы Подбырина калибра 9,2 мм», роль которого исполнял действительно редкий пистолет Desert Eagle.357 в спортивном исполнении.
Alan Smithee
Режиссер Alan Smithee — это тоже фейк, псевдоним, использующийся в случаях, когда режиссёр по тем или иным причинам отказывается указывать свое имя в титрах.
Xo Beer
Нил Френч (Neil French) — один из знаменитейших рекламных дизайнеров, креативщиков, и генераторов идей в мире придумал для агентства Leifitz Jussa Bollasch Erris пивной бренд Xo Beer.
Основная цель создания пивного бренда Xo Beer была доказать одному из клиентов, что реклама в газетах так же эффективна, как и на телевидении. Клиент был твердо убежден, что такие продукты, как пиво и шампунь, следует рекламировать только в динамике и только по ТВ.
Нил Френч, выступив в роли копирайтера и арт-директора, придумал бренд темного крепкого Xo Beer, создал упаковку и разработал рекламную кампанию , которая нарушала все общепринятые правила рекламирования пива: никаких кадров с льющимся пивом, с людьми, пьющими пиво, никаких красоток в кадре, никакой мужской дружбы.
Успех был ошеломляющим. Спрос на несуществующий бренд превысил все ожидания. Кампания стала легендарной в рекламных кругах.
Обратный product placement
Известны случаи, когда виртуальные бренды становились реальными. Этот феномен получил названием «обратный product placement». В то время как традиционная технология product placement подразумевает интеграцию реального бренда в вымышленную среду, новая идея, которая получает все большее распространение, состоит в том, что некоторый вымышленный бренд, являясь частью несуществующей реальности, выпускается в продажу в реальном мире.
Целый ряд напитков появился в реальной жизни после дебюта в фильмах и телешоу: Booty Sweat (Солдаты неудачи/Tropic Thunder), Brawndo (Идиократия/Idiocracy), Buzz Cola (Симпсоны/The Simpsons).
Сеть тематических ресторанов морепродуктов Bubba Gump Shrimp Co. обязана своим появлением кинофильму «Форрест Гамп», вышедшему на киноэкраны в 1994 году. Международная сеть ресторанов Bubba Gump Shrimp была создана в 1996 году, через два года после премьеры фильма «Форрест Гамп», и называется так же, как и компания по ловле креветок, организованная главным героем. Кроме названия она использует и другие атрибуты картины. Например, меню сделано в форме ракеток для пинг-понга, поскольку Форрест Гамп хорошо играл в настольный теннис, а официанты сыплют киноцитатами.
Конфеты Willie Wonka, производства компании Nestle (Вилли Вонка — вымышленный персонаж, герой книг Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», экранизированной в 2005 году, и «Чарли и огромный стеклянный лифт»). А также Every Flavor Beans (бренд компании Bertie Bott) — жевательные конфеты с уникальными вкусами, которые до 2001 года существовали исключительно в мире Гарри Поттера.
Данное явление уже успело проявить себя и в России. У Кати Пушкаревой и ее поклонников есть возможность устроиться на работу в Zimaletto в реальной жизни: в 2006 году корпорация Sela приобрела у кинокомпании «Амедиа» права на использование товарного знака Zimaletto для развития сети магазинов одежды премиум-класса.
Обычный порошок
Еще в 2001 году униженный и оскорбленный персонаж рекламы Tide, «обычный порошок» в блеклой упаковке, стал вполне самостоятельным и популярным брендом, выпускаемым компанией «Невская Косметика».
Kwik-E-Mart
Крупнейший обратный продакт плейсмент был осуществлен в 2007 году в Америке. В преддверии запуска в кинотеатрах полнометражного мультфильма «The Simpsons Movie» международная сеть супермаркетов 7-Eleven временно переименовала дюжину своих торговых точек в Северной Америке в «Kwik-E-Mart» — вымышленный бренд из мультсериала «The Simpsons» («Симпсоны»). В 6 тысячах супермаркетов Северной Америки продавались Buzz Cola, хлопья KrustyO’s и напитки Squishees.