Эта сказочная Гжель

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.

Эта сказочная Гжель


Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ \”во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам\”. В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и \”повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет\”. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу \”для алхимической посуды\”. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: \”Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее\”.

alt

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

alt

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

alt

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Эта сказочная Гжель

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
 

alt

Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

alt

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

alt

Гжель – белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель – ремесло древне – русское –
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть – чуть добавляя. . .


alt

 Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.

Эта сказочная Гжель

Играет нежная свирель,
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновение.
Здесь каждый – мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетение листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрав.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призвание – дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамлении
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призванием гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!


alt

 

Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо – глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!

alt

Процесс изготовления гжельской керамики:

Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так

 

alt

Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой

alt

Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов

alt

Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную

alt

У \”гжели\” собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне

Эта сказочная Гжель

alt

alt

alt

alt

alt

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

alt

alt

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

alt

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

alt

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

alt

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Эта сказочная Гжель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *